Космос

Что-то пошло не так: космическая программа РФ терпит катастрофу

1 54390

Китай впервые стал мировым лидером по количеству успешных космических пусков.

С начала 2018 года КНР запустила в космос 35 ракет и обогнала по этому показателю США, у которых состоялось 30 пусков, сообщает MIT Technology Review. Россия отстала от Китая более чем в два раза. И от США почти в два раза.

Число пусков ракет в России снижается постоянно, хотя и с некоторыми флуктуациями.

В 2013 году Россия запустила 31 ракету, в 2014-м — 32, в 2015-м — 27, в 2016-м — 19.

Согласно отчету Роскосмоса, в 2017 году в России был совершен 21 запуск (один из них аварийный).

По количеству пусков Россия в 2017 году вышла на второе место, уступив США (29 пусков), но обогнав Китай (18 пусков).

Для сравнения: в 2016 году с 19 пусками Российская Федерация занимала третье место — после США и КНР, которые провели по 22 пуска.

Все запуски в 2018 году

Ситуация в российской космической отрасли катастрофическая, но при этом валовое количество запусков — не единственный показатель, говорит директор Института космической политики Иван Моисеев.

Об успехе космической программы той или иной страны судят не только по числу стартов, но и по другим критериям. Это и масса выведенного в космос груза, и качество этого груза, и научная и социальная значимость каждого запуска, — сказал он «Ридусу».

Успешность или неуспешность космической программы поэтому — критерий интегральный. К примеру, один запуск тяжелой ракеты типа «Протон» (700 тонн) приравнивается к двум запускам легких (3-тонных) ракет. Или доставка аппарата на Луну на этой шкале оценок примерно «стоит» столько же, сколько десять запусков спутников связи. Или один успешный запуск совершенно нового типа ракеты-носителя ценится выше, чем запуск серийного носителя. И так далее.

Тем не менее число успешных пусков при прочих равных говорит о состоянии национальной космической программы очень многое, настаивает Моисеев.

Именно поэтому национальные космические агентства в конце каждого года дают сводки по числу запусков. И я боюсь, что Роскосмос в этом году давать такую сводку спешить не будет — нечем хвастаться. Россия уже потеряла рынок коммерческих запусков, и динамика, мягко говоря, не в нашу пользу уже на протяжении нескольких лет, — предполагает эксперт.

По данным самого Роскосмоса, в 2017 году было пять аварий при пусках ракет-носителей, из которых две аварии было у Китая, по одной аварии — у Японии и Индии.

США и ЕС провели все пуски без аварий (29 и 11 соответственно).

В уходящем году Россия провела 15 успешных стартов, один аварийный (11 октября) и еще один старт намечен на 27 декабря. Даже если он будет успешным, это даст число запусков, равное 16, то есть самое низкое за все время.

После обкатки Falcon 9 сегмент, оставшийся для российских ракет-носителей, сжался многократно, поскольку ракеты Маска кладут их на обе лопатки по главному показателю для коммерческих стартов — себестоимости вывода полезной нагрузки, объясняет Моисеев.

Один килограмм выводимого на орбиту груза у SpaceX обходится в 1500 долларов, это вдвое дешевле российских расценок. Ракета Falcon 9 действительно перевернула рынок, — говорит он.

Надежда на собственное выживание для Роскосмоса сейчас тем более призрачна, что она полностью зависит от обстоятельств вне компетенции и сферы влияния российского космического агентства, указывает Моисеев.

Единственный шанс для Роскосмоса отыграть какую-то долю рынка — это если в мире произойдет резкий всплеск заказов на выведение аппаратов на орбиту. Тогда, если американцы с таким количеством заказов не справятся, излишки перепадут России. Но в ближайшие десять лет спрос на такие услуги прогнозируется стабильный, около 30—35 запусков в год. Это достаточно небольшое число заказов при существующем количестве желающих их принимать. Соответственно, конкуренция между „извозчиками“ просто сумасшедшая, и российская космическая отрасль в ее нынешнем состоянии рассчитывать на что-то, кроме остатков пирога, не может, — считает эксперт.

По его мнению, Российскому космическому агентству надо понять свои реальные возможности и не лезть в чужую лигу. Это значит — переориентироваться на внутренний рынок запусков, где у агентства есть бюджетный источник, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.