Россияне всё меньше денег тратят в магазинах — но не потому, что там снижаются цены, а потому, что у покупателей становится всё меньше денег, чтобы их тратить, следует из отчета исследовательского холдинга «Ромир».
Средний чек в российских магазинах сокращается пятый месяц подряд, и в августе его значение упало до минимума за два с половиной года.
В среднем за один поход в магазин граждане потратили 495 рублей — на 1 рубль меньше, чем в августе, и на 46 рублей меньше, чем в марте.
В годовом выражении средний чек сжался на 4,4%, или 23 рубля.
Туже всего затянули пояса покупатели в магазинах низшей ценовой категории — там чек стал меньше на 9,3%.
Председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков перечислил «Ридусу» как минимум четыре причины падения покупательских затрат в рознице.
Причина 1. Снижение обменного курса рубля при заморозке уровня зарплат
Сколько бы ни говорили про импортозамещение, все равно импорт — если не самих товаров, то их составляющих — продолжает занимать значительную долю продуктов, которые продаются в российской торговле.
По некоторым группам импорт составляет почти 100%, и ослабление рубля находится в обратной пропорции к уровню цен на эти товары.
Поэтому на потребительском рынке возникают ценовые „ножницы“: цены растут, а доходы в лучшем случае остаются прежними. А в валютном выражении они снижаются с той же скоростью, с какой происходит девальвация рубля, — указывает Третьяков.Причина 2. Рост цен на бензин, услуги естественных монополий
Наметившийся в июле-августе рост цен на моторное топливо автоматически тянет за собой рост оптовых цен, а те, также неизбежно, вытягивают за собой и розничные — потому что любой товар требуется привезти со склада в торговую точку. По той же причине на снижение чека в ретейле опосредованно влияет рост тарифов ЖКХ.
По той же причине рост тарифов на электричество, воду, вывоз ТБО высасывает деньги не только у населения напрямую (через оплату ЖКУ), но и косвенно, через компенсацию таких затрат бизнесу: ретейлеры включают эти расходы в конечный ценник на прилавке, — объясняет предприниматель.Причина 3. Повышение НДС
В 2019 году из-за повышения НДС цены подскочат еще на несколько процентов (оценки различных ведомств отличаются очень широко: от 4 до 10%).
Но поскольку у разных бизнесов разная продолжительность производственного цикла, многие из них вынуждены закладывать эти затраты в конечные цены уже сегодня, что и отражено в обзоре «Ромира».
Все экономисты едины во мнении, что утвержденный в июне пакет мер правительства приведет к ускорению инфляции до темпов, от которых россияне начали было отвыкать за последние пару лет. (И которые «Ромир» уже зафиксировал в своем обзоре.)
Причина 4. Изменение покупательских предпочтений населения
После того как стало понятно, что экономические трудности в России — это всерьез и надолго, граждане стали качественно менять свои потребительские привычки, говорит Третьяков.
Интуитивно все понимают, что еда — это здоровье и экономить на нем надо в самую последнюю очередь. Однако реалии жизни вынуждают россиян жертвовать ежедневными расходами ради стратегических целей — иными словами, будущего своих детей.
Поскольку у отдельно взятой средней российской семьи денег больше не становится (см. п. 1), то инвестиции в семейные «фонды будущих поколений» неизбежно отъедают все большую долю ежедневных расходов.
Среди таких инвестиций — покупка жилья, автомобилей, ювелирных изделий.
По данным агентства «Автостат», за шесть месяцев этого года граждане России купили легковых автомобилей на 23% больше, чем за тот же период 2017 года. За первое же полугодие 2018 года объем ипотечных кредитов оказался на 69,4% больше, чем год назад.
Россияне перестали воспринимать рубль как средство накоплений и сбережений и стремятся избавиться от него в ту же минуту, как он капает на их счета, подчеркивает Третьяков.