Экономика

Что вынуждает россиян затягивать пояса всё туже

0 113920

Россияне всё меньше денег тратят в магазинах — но не потому, что там снижаются цены, а потому, что у покупателей становится всё меньше денег, чтобы их тратить, следует из отчета исследовательского холдинга «Ромир».

Средний чек в российских магазинах сокращается пятый месяц подряд, и в августе его значение упало до минимума за два с половиной года.

В среднем за один поход в магазин граждане потратили 495 рублей — на 1 рубль меньше, чем в августе, и на 46 рублей меньше, чем в марте.

В годовом выражении средний чек сжался на 4,4%, или 23 рубля.

Туже всего затянули пояса покупатели в магазинах низшей ценовой категории — там чек стал меньше на 9,3%.

Председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков перечислил «Ридусу» как минимум четыре причины падения покупательских затрат в рознице.

Причина 1. Снижение обменного курса рубля при заморозке уровня зарплат

Сколько бы ни говорили про импортозамещение, все равно импорт — если не самих товаров, то их составляющих — продолжает занимать значительную долю продуктов, которые продаются в российской торговле.

По некоторым группам импорт составляет почти 100%, и ослабление рубля находится в обратной пропорции к уровню цен на эти товары.

Поэтому на потребительском рынке возникают ценовые „ножницы“: цены растут, а доходы в лучшем случае остаются прежними. А в валютном выражении они снижаются с той же скоростью, с какой происходит девальвация рубля, — указывает Третьяков.


Причина 2. Рост цен на бензин, услуги естественных монополий

Наметившийся в июле-августе рост цен на моторное топливо автоматически тянет за собой рост оптовых цен, а те, также неизбежно, вытягивают за собой и розничные — потому что любой товар требуется привезти со склада в торговую точку. По той же причине на снижение чека в ретейле опосредованно влияет рост тарифов ЖКХ.

Яндекс

По той же причине рост тарифов на электричество, воду, вывоз ТБО высасывает деньги не только у населения напрямую (через оплату ЖКУ), но и косвенно, через компенсацию таких затрат бизнесу: ретейлеры включают эти расходы в конечный ценник на прилавке, — объясняет предприниматель.

Причина 3. Повышение НДС

В 2019 году из-за повышения НДС цены подскочат еще на несколько процентов (оценки различных ведомств отличаются очень широко: от 4 до 10%).

Но поскольку у разных бизнесов разная продолжительность производственного цикла, многие из них вынуждены закладывать эти затраты в конечные цены уже сегодня, что и отражено в обзоре «Ромира».

Все экономисты едины во мнении, что утвержденный в июне пакет мер правительства приведет к ускорению инфляции до темпов, от которых россияне начали было отвыкать за последние пару лет. (И которые «Ромир» уже зафиксировал в своем обзоре.)

Причина 4. Изменение покупательских предпочтений населения

После того как стало понятно, что экономические трудности в России — это всерьез и надолго, граждане стали качественно менять свои потребительские привычки, говорит Третьяков.

Интуитивно все понимают, что еда — это здоровье и экономить на нем надо в самую последнюю очередь. Однако реалии жизни вынуждают россиян жертвовать ежедневными расходами ради стратегических целей — иными словами, будущего своих детей.

Поскольку у отдельно взятой средней российской семьи денег больше не становится (см. п. 1), то инвестиции в семейные «фонды будущих поколений» неизбежно отъедают все большую долю ежедневных расходов.

Среди таких инвестиций — покупка жилья, автомобилей, ювелирных изделий.

По данным агентства «Автостат», за шесть месяцев этого года граждане России купили легковых автомобилей на 23% больше, чем за тот же период 2017 года. За первое же полугодие 2018 года объем ипотечных кредитов оказался на 69,4% больше, чем год назад.

Этим объясняется кажущийся парадокс, когда при общем падении доходов населения в то же время растет количество выданных ипотечных кредитов. Люди сознательно влезают в пожизненную долговую яму, потому что понимают: при их жизни ситуация к лучшему вряд ли изменится, а раз так, то надо „овеществлять“ те деньги, которые есть на руках, если не ради себя, то ради детей, — говорит эксперт.

Россияне перестали воспринимать рубль как средство накоплений и сбережений и стремятся избавиться от него в ту же минуту, как он капает на их счета, подчеркивает Третьяков.