Общество

Что замыслил Путин?

11 515

Вопрос о том, что Путин и Медведев приступили к формированию нового правительства, возник на следующий день после официального подписания Избиркомом протокола голосования на выборах президента. Тандем уединился в Сочи и, по сообщениям СМИ, занялся ответственной кадровой работой. Однако, судя по тому сгустку гаданий, предположений и слухов, которыми за немалое время, прошедшее с тех пор, оброс «правительственный вопрос», в тот погожий солнечный денёк вовсе не персональные кандидатуры потенциальных министров обсуждал тандем. Всё явственнее создаётся впечатление, что речь шла о судьбе самого тандема. Ибо вместо того, чтобы постепенно приближаться к более плотному овладению хозяйственными проблемами, которые должны быть главными для председателя правительства (так было при Путине) Медведев всё более отчётливо клонится в политическую сферу. С другой стороны, избранный президент Путин, заметно сбавил свои «публичные обороты», и поскольку минувшие 12 лет дали возможность сделать некоторые выводы в отношении его человеческого стиля, то создаётся ощущение, что Путин напряжённо разрабатывает какой-то совершенно неожиданный административно-кадровый вариант, - как всегда без информационной утечки и, как обычно, очень нестандартный.
О кадровых переменах ходит очень много слухов. Но пока, похоже, состоялся лишь один «квантовый скачок» - переход Шойгу в важнейшую Московскую область. Что за этим может стоять? Уж, конечно, не почётная отставка, как написал некий мэтр журналистики. Зато реальных вариантов сколько угодно: от расчистки авгиевых конюшен, остающихся от прежнего губернатора, вплоть до объединения Москвы и Московской области, что, кстати, поможет Собянину избежать губернаторских выборов, весьма для него не простых. При этом для самого Собянина, тоже человека Путина, новое место, и очень подходящее, конечно, найдётся.
Если же принять на веру уход из Правительства Сечина (СМИ уже дружно убрали из списка будущих министров этого ближайшего соратника Путина) и сильнейший наезд на Шувалова, которого теперь прочат в лучшем случае в губернаторы «всея Сибири и Дальнего Востока», то что же получается? Получается, что Путин фактически полностью освобождает министерские кресла, словно предлагая Медведеву: бери, кого душеньке угодно!
Разумеется, это лишь один из вариантов, причём основанный на слухах (кроме Шойгу), а потому в известной мере гипотетический, умозрительный, хотя некий потаённый смысл в таком неожиданном политическом пасьянсе безусловно есть.
Обращает на себя внимание ещё одно любопытное обстоятельство. «Под воду» полностью ушёл Чубайс, если бы не визит к нему Макфола, о Чубайсе в эти дни коренных кадровых перемен вообще не вспомнили бы. И это очень странно, очень непохоже на обычное поведение Чубайса, даже молодожёна, тем более во времена нового и бурного партстроительства.
Хотя, если сложить и сопоставить все краткие, мимоходные заявления Путина - от обещания изменить контент гостелевидения до учреждения госпремий для рабочих профессий - да прибавить к этому серию уничижительных скандалов вокруг Патриарха, Шувалова и самого Путина (ведь оскорбления в интернете продолжаются с неистовой силой), то очевидно, что не осмыслять происходящее Путин не может. «Чапай думает...» Ясно лишь одно: пока Путин расставляет на ключевые посты своих людей - Иванов, Володин, Нарышкин, Матвиенко, Рогозин, Шойгу, это лишь первый эшелон. Что готовится ещё и кто подойдёт во втором эшелоне, пока доподлинно неизвестно. Но Путин никогда не производил впечатление человека, действующего в кадровых вопросах без заранее спланированного замысла.
Есть и некоторые побочные факторы, вроде бы формально не имеющие отношения друг к другу и к самому Путину, однако отражающие некое общее течение послесурковских мыслей в Кремле. Министр иностранных дел заявил в Думе, что следует ужесточить законодательство по части иностранной помощи неправительственным организациям - возможно, довести его до американского уровня, где каждый иноземный пенс учитывается; зампред ФСБ вдруг заявил, что Россия сделает всё возможное и необходимое, чтобы исключить зарубежные влияния на российское интернетсообщество. Гусинский вдруг, после президентских выборов продаёт свой американский телеканал, а его новый российский владелец мягко обещает, что на канале ничего не изменится. Ближайшие полгода... О том, как земетно изменилось НТВ и говорить незачем.
А что сделал за это время Медведев? Продавливал политреформу, которая по сути дела ничего, кроме «сотрясения воздусей» собой не представляет, потому что перед выборами запрещает создавать блоки, а по поводу президентского или иного фильтра при выборах губернаторов остаются сплошные неясности? Если всё пойдёт так, как предполагалось, и Медведев действительно станет премьером, он, не исключено, будет вправе посадить в министерские кресла кого угодно - от Дворковича до Удальцова, демонстрируя широту своих политических воззрений. Но какие результаты и как скоро мы получим от такого правительства? Тем более, что с так называемой «политикой» премьеру придётся кончать - не его сфера.
Когда-то знаменитый вопрос «Кто Вы, мистер Путин?» был задан не случайно. И достоверный ответ на него не получен до сих пор. Прояснились лишь несколько составляющих этого многозначного уравнения: Путин - работоголик, в нужные моменты умеет принимать стремительные решения (как, например, перемещение в Кремль Сергея Иванова уже через три часа после зачтения Медведевым президентского послания), а также тщательно планирует и глубоко продумывает серьёзные политические новации, держа их в секрете до самого последнего момента и вдобавок широко используя любимые им так называемые «операции прикрытия». И ещё: и в личном плане, и с точки зрения интересов страны ситуация тандема уже не нужна, она больше никогда не понадобится. Поэтому смешно слушать вопли солидных политиков о том, что прежде всего надо изменить Конституцию, ограничив президентство только двумя сроками; лет на сто вперёд ситуация Путин-Медведев нам не грозит. А генералы, как всегда, готовятся к прошлой войне...
И последнее, уже не о Путине, а скорее о тех, кому даже упоминание о нём портит настроение, а то и приводит в бешенство. Так вот, с плохим настроением добиться успеха невозможно. Ну, не получается, и всё! Что тут поделаешь. И это общеизвестно.

АНАТОЛИЙ САЛУЦКИЙ