В ситуации неудавшегося мятежа ЧВК Вагнера в России с последующей высылкой ее лидера Евгения Пригожина в Белоруссию и перспективами роспуска значительной части подразделений неизбежно возникает вопрос, что ждет огромную финансово-военно-политическую империю, созданную «Вагнером» в Африке.
Как отмечает The Associated Press, группа Вагнера жестоко обращается с гражданским населением в Центральноафриканской Республике, Мали и других странах, чтобы подавить инакомыслие и устранить угрозы власти их лидеров.
В обмен «Вагнер» и близкие к нему лица и структуры получали доступ к природным ресурсам, портам и финансовой инфраструктуре африканских стран, через которые можно было переправлять ценнейшие природные ресурсы и оружие, осуществлять деятельность по финансированию военных операций, сообщает АР.
«Империя креативна, бесстрашна и хищна…»
Как отмечает издание, ни одна из сторон этих взаимоотношений, включая африканских лидеров, зависящих от бойцов «Вагнера», не заинтересована в их прекращении. Однако с провалом мятежа в России возникает масса вопросов, включая главный: кто возглавит тысячи бойцов, дислоцированных в различных африканских странах, и может ли получиться так, что все они будут включены в состав российских вооруженных сил?
«Ситуация крайне нестабильна. То, что мы узнали из расследования и анализа действий „Вагнера“ в Африке за последние пять лет, говорит о том, что эта группа устойчива, креативна, бесстрашна и хищна. Поэтому маловероятно, что империя „Вагнера“ мгновенно рухнет, как карточный домик»,— цитирует АР старшего следователя американской политической организации Sentry Наталию Духан, опубликовавшую во вторник расследование деятельности «Вагнера» в африканских странах.
Африка навсегда?
Отвечая на вопрос, может ли мятеж «Вагнера» на выходных ослабить позиции России в Африке, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил агентству RT, что помощь африканским странам в области безопасности будет продолжена. Он особо упомянул Центральноафриканскую Республику и Мали, отметив, что представители российского правительства поддерживают там контакты с местными лидерами.
Лавров не видит «никаких признаков паники или каких-либо перемен» в африканских странах в связи с мятежом «Вагнера» в России.
В Мали около 1000 бойцов «Вагнера» заменили французские войска, введенные туда для борьбы с исламскими экстремистами. Несмотря на ряд обвинений со стороны США, правительство этой страны отрицает использование подразделений «Вагнера» в каких-либо целях, кроме обучения местных военных.
Первым делом самолеты…
По словам офицера ВВС Мали, согласившегося побеседовать с АР на условиях анонимности, важную роль для вооруженных сил страны играют российские истребители, которых там достаточно много.
«В настоящее время у нас не хватает пилотов, и большинство наших военных самолетов и боевых вертолетов управляется людьми „Вагнера“. Но если Россия попросит малийское правительство прекратить сотрудничество с „Вагнером“, мы будем обязаны это сделать, потому что у нас больший интерес к российскому правительству, чем к „Вагнеру“», — сказал офицер.
В столице Центральноафриканской Республики Банги установлена статуя, посвященная российским бойцам, которые помогли удержать президента Фостен-Арканжа Туадера у власти.
«Пригожин не более чем пешка. Больше того, он лишь верхушка айсберга», — цитирует АР специального советника Туадера.
По данным Центра стратегических и международных исследований, «Вагнер» работает примерно в 30 странах. «Они нужны африканскому руководству», — приводит агентство слова старшего научного сотрудника Центра безопасности, стратегии и технологий Института Брукингса Федерики Саини Фасанотти.
Опасная зависимость
Тем не менее некоторые эксперты полагают, что субботний мятеж в России заставит африканские страны, зависящие от «Вагнера», обратить более пристальное внимание на отношения с Москвой.
«События в России, скорее всего, сделают многие африканские страны более осторожными в отношениях с Россией в будущем», — заявил АР директор африканской консалтинговой компании Signal Risk Райан Каммингс.
В то же время последние события показали, что любой неожиданный поворот внутри России представляет потенциальную угрозу для власти африканских лидеров, которые попали в зависимость от иностранных военизированных подразделений. Прежде всего это относится к Мали и Центральноафриканской Республике.
«Любой уход иностранных подразделений может быть легко использован негосударственными группами, бросившими вызов авторитету правительства в этих странах», — резюмирует Каммингс.