Право

Что ждет рынок «золотых гражданств» в мире тотальной прозрачности

0 932

Рынок гражданств, полученных в обмен на инвестиции в экономику страны, лихорадит уже год. На фоне того, что Евросоюз требует усилить проверки иностранцев, Греция ужесточает правила выдачи паспортов, а Кипр и вовсе лишает своих инвесторов гражданств. Станет ли в скором времени невозможным «покупка» гражданства?

Кто продает гражданства и почему это не устраивает остальных

Основная параллель, которая напрашивается в связи с происходящим с двойными гражданствами, — это ситуация с офшорными компаниями. Очень долго никто не верил, что борьба со странами, которые предоставляют возможность офшоров, может к чему-то привести. Тем не менее мы видим, что эра офшоров подходит к концу: в Евросоюзе действует черный список офшоров, в типичных офшорных юрисдикциях ужесточают налоговые правила, а страны все активнее обмениваются информацией о своих резидентах.

С двойными гражданствами происходит то же самое. Год назад Евросоюз объявил, что из 28 его членов гражданство или резидентство по инвестиционным схемам предлагают 20 стран. Три страны — Болгария, Кипр и Мальта — были описаны как государства, которые фактически торгуют своими гражданствами без должной проверки прошлого покупателей, в том числе и криминального. В обмен на один-два миллиона евро в них можно получить паспорт, а вместе с ним — статус гражданина ЕС, возможность беспрепятственно жить в Европе и перемещаться по ней (да и по миру) и доступ к привлекательным налоговым режимам. Те же Кипр и Мальта вошли в черный список ОЭСР, который чуть больше назад исследовал страны, инвестиционные программы которых затрудняют обмен налоговой информацией.

Именно искажение информации о налоговом резидентстве мешает Евросоюзу, ОЭСР и США, которые активно включились в борьбу. Поэтому их устраивают страны из серого списка — те, которые более тщательно проверяют инвесторов, снижая вероятность налоговых махинаций. К тому же многие из серых схем предлагают не гражданство, а вид на жительство, что, как выяснилось два года назад в случае с Романом Абрамовичем, не одно и то же.

Пример с получением Абрамовичем гражданства Израиля прекрасно показывает, зачем «золотые гражданства» нужны в легитимных целях. Подавляющее число людей, которые приобрели гражданство, просто купили себе некие удобства за очень большую в глазах среднестатистического человека цену. Так, Абрамович имел гражданство страны, которое не позволяет свободного въезда в Великобританию, а в тот момент, когда у него появилось израильское гражданство, он смог спокойно лететь в страну. Так и большинство обладателей «золотых гражданств» покупают себе таким образом комфорт, не нарушая при этом никаких законов. Точно так же, как есть люди, которые замечательно стоят в очереди в аэропорту, а есть люди, которые, заплатив несколько сотен долларов, проходят к самолету на час быстрее. Они не пытаются обойти паспортный контроль или провезти наркотики. Они просто покупают самый банальный комфорт.

Но, возвращаясь к той же самой аллегории, если бы можно было за бо́льшие деньги все-таки обойти паспортный контроль или провезти с собой запрещенные товары, то некоторое число людей с удовольствием бы этой услугой воспользовались. И именно против таких людей направлена борьба.

Что еще не устраивает доминантных игроков? Страны, которые заинтересованы продавать «золотые гражданства», конкурируют, и каждая стремится предложить более льготные условия получения гражданства. Конкуренция идет по следующим направлениям:

  • Цена. Каждая страна хочет получить для своей экономики максимальную сумму. Но если кто-то предлагает тот же товар дешевле, то приходится соответствовать.
  • Скорость. Те страны, которые не хотят делать скидку по цене «золотого гражданства», стараются, чтобы оно давалось быстрее: логично, что чем быстрее человек может получить гражданство, тем больше он готов заплатить.
  • Готовность не задавать лишние вопросы. Это то, что в банковской сфере называется лояльным комплаенсом: не задаются вопросы, ответы на которые приведут к тому, что страна не захочет или не сможет продать «золотое гражданство».

Очевидно, что эти же моменты вызывают недовольство у других стран, потому что процесс превращается в то, кто предложит гражданство подешевле и повыгоднее. Причем многие из них сами заинтересованы в привлечении богатых людей. Но при достаточно жесткой проверке они дают куда менее значимые статусы, чем гражданство, что малопривлекательно для состоятельных инвесторов, пока у них есть другие возможности.

Что ждет обладателей нескольких паспортов

Тенденция на ужесточение процесса получения гражданств за инвестиции, несомненно, продолжится, потому что феномен «золотых гражданств» набрал критическую массу для того, чтобы привлечь внимание сильных мира сего. Появляются институты, призванные с этим бороться, и возникают соответствующие чиновники. А значит, они будут двигаться дальше и приводить все новые доказательства того, почему гражданства нельзя продавать ни в коем случае.

Это часть большой истории, смысл которой в том, что мы идем к миру куда большей прозрачности, в том числе налоговой. Поэтому мы видим, что набирает силу параллельный тренд, связанный с жесткой проверкой капиталов по всему миру. Понятно, что мировые лидеры стремятся к бинарной ситуации: один человек — одна личина — одно гражданство. Что в такой ситуации ждет действующих и потенциальных обладателей «золотых паспортов»?

Надо четко разделить тех, кто уже в трамвае, и тех, кто только собирается в него сесть. Я думаю, что тотального лишения гражданства и лишения видов на жительство, конечно, не будет. Лучшее доказательство этого — все примеры лишения гражданств людей, получивших их неправильным путем. Это считаные случаи, притом случаи достаточно вопиющие.

В прозрачном мире человек, который находится по своему северокорейскому или иранскому паспорту под санкциями, получив второе гражданство, вряд ли сможет куда-то въехать, потому что этот человек пытается, возвращаясь к нашей аллегории аэропорта, не ускорить проход всех служб, а обойти, избежать вообще паспортного контроля. Так, претензии англичан к Абрамовичу были, очевидно, довольно низкого уровня, потому что в другом случае израильское гражданство ему ничем бы не помогло.

А вот относительно будущего перспективы не настолько радужные. На получение вторых гражданств будет обращено повышенное внимание — в попытках не дать гражданство людям, которые собираются использовать его для уклонения от санкций, налоговых махинаций и других незаконных действий. И поэтому чиновники будут дуть не только на холодное, но и на лед.

Возможно, будет не очень много отказов, но очень много затягиваний процессов рассмотрения. Думаю, произойдет что-то, похожее на то, что произошло в израильской банковской сфере. Двадцать лет назад израильские банки конкурировали между собой: кто из них будет наиболее лоялен к зарубежным клиентам и чьи сотрудники будут чаще летать в Москву, чтобы клиентам для подписания документов самим не приходилось летать в Израиль. В последние годы тренд развернулся на 180 градусов: сегодня юрист банка пишет максимально жесткие комплаенс-процедуры и не боится, что его банк потеряет клиентов, потому что в соседнем небоскребе юрист конкурирующего банка занимается ровно тем же.

Очень может быть, что в сфере «золотых гражданств» произойдет то же самое. Формальной отмены программ не будет, но чиновники, которые их реализуют, будут рассматривать каждое сомнение — реальное или выдуманное — как повод не принимать положительное решение и требовать все больше и больше доказательств.

Итак, раньше тем, у кого есть деньги и возможности, получить гражданство за инвестиции казалось самым простым вариантом в сравнении с натурализацией, браком или репатриацией. Теперь ситуация меняется. В целом плюсы, которые дает второе гражданство в правовом поле, сильно уменьшатся — в прозрачном мире скрыться за вторым паспортом уже не удастся.

Страны, которые занимаются продажей гражданств, будут призываться к ответу и находиться под постоянным контролем всевидящего ока. Преимущества покупки гражданства значительно уменьшатся: жесткого комплаенса при выдаче гражданств станет не избежать, а скорость заметно снизится из-за затягивания процесса. Поэтому деньги, возможно, станет выгоднее потратить на жизнь в стране, в которой человек захочет натурализоваться, или на поиск нужных корней, дающих право на гражданство Израиля, репатриацию. Тем более что те гражданства, которые не вызывают аллергии, как раз отличаются тем, что за них не нужно платить. Именно поэтому они аллергии не вызывают.