Комитет Госдумы по бюджету и налогам отклонил предложения ввести в России прогрессивную шкалу НДФЛ. На рассмотрение было представлено сразу два законопроекта, но сама идея не получила поддержки. Правительству и Счетной палате она тоже пришлись не по душе.
Первый проект, от «Справедливой России», предполагал повышение ставки НДФЛ до 18% для россиян с доходами свыше 24 миллионов рублей в год. Второй — от КПРФ — предусматривал более сложную формулу расчета. Для граждан с доходами менее 100 тысяч рублей в год предлагалось снизить налог до 5%. Для тех, кто зарабатывает от 100 тысяч до 3 миллионов рублей, он должен был составить 5 тысяч рублей + 13% от суммы свыше 100 тысяч рублей.
При доходах от 3 до 10 миллионов рублей коммунисты предлагали установить фиксированный платеж в 382 тысячи рублей + 18% от суммы, превышающей 3 миллиона. И, наконец, для граждан с доходами от 10 миллионов рублей фиксированный платеж должен был составить 1,642 миллиона рублей, а плавающий — 25% от суммы, превышающей пороговую (10 миллионов рублей).
Как пояснили свое решение в думском комитете, сборы НДФЛ в России и так растут: в 2014 году бюджет получил 2,7 триллиона рублей, а в прошлом — 3,7 триллиона. Именно введение плоской шкалы с единой ставкой 13% «способствовало легализации оплаты труда многими работодателями», что привело к увеличению поступления налога в бюджетную систему.
К тому же прогрессивный НДФЛ противоречит установке президента и правительства, которые неоднократно «обращали внимание на необходимость сохранения стабильности условий налоговой системы». И, наконец, введение налога на богатство приведет к увеличению затрат на его администрирование и возможному уклонению от уплаты. В результате доходы бюджета снизятся, опасаются противники инициативы.
Сбор vs распределение
© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ruВ России, где строгость законов всегда компенсировалась необязательностью их исполнения, прогрессивная шкала налогов на действительно богатых не будет продуктивна, поддерживает выводы думского комитета руководитель группы аналитиков ЦАФТ («Центр аналитики и финансовых технологий») Марк Гойхман. Эти люди найдут различные обходные пути.
Станут чаще проводить сделки через офшорные фирмы, хранить доходы на банковских счетах там же, записывать легальные доходы в России на супругов, детей и других родственников, отмывать фактические доходы через якобы пожертвования в благотворительные фонды. По факту казна практически никаких дополнительных денег не получит, — уверен эксперт.Да и не помогут эти средства разрешить проблему неравенства. По словам эксперта, вопрос не в том, у кого больше денег отберет государство, а в том, что собранные им налоги, попадая в госбюджет, после этого почти не перераспределяются в пользу беднейших слоев населения или среднего класса.
Чтобы материальное неравенство сокращалось, государству нужно меньше забирать вообще из экономики «свою долю» денег, считает аналитик. Частным компаниям надо позволять оставить больше денег у себя, чтобы росла реальная рентабельность, увеличивалась их норма прибыли. Тогда появятся и «лишние» деньги на развитие, и сами стимулы развиваться, что впоследствии приведет к более заметной конкурентной борьбе за квалифицированных специалистов и, соответственно, к росту зарплат.
Лучший способ перераспределить общественное богатство — это максимально исключить из цепочки дележа и перераспределения государство, в загадочных закромах которого и оседает, как правило, больше всего. Пусть государство вводит и дальше льготы на учебу, на профессиональное образование, на переобучение, на медобслуживание, оказывает другую адресную помощь тем семьям, у которых подушевой доход меньше определенной планки. А в остальном пусть не мешает тем, кто зарабатывает, и дальше генерировать идеи и достойно платить за труд наиболее достойным наемным работникам, — призывает эксперт.Время не пришло
© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ruВведение прогрессивной шкалы НДФЛ — давно назревшее решение в условиях усугубления неравенства в доходах среди населения, но время для этого еще не пришло, считает руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко.
Впереди выборы в Госдуму (2021 год) и президента (2024 год), напоминает он, и у власти нет желания заниматься моделированием различных вариантов последствий введения прогрессивной шкалы в условиях, когда реальные располагаемые доходы населения еще не скоро вернутся к своим прежним максимальным значениям.
Тем более что бюджетная ситуация этого и не требует — в текущем году ожидается профицит в 1,8% ВВП, а в Фонде национального благосостояния в следующем году будет накоплено свыше 7% ВВП.
Куда проще и безопасней увеличить администрирование налогов для бизнеса (за счет этого план ФНС был недавно повышен на 146 миллиардов рублей, и это произошло второй раз в этом году), — рассуждает аналитик.Помимо политических аспектов препятствием может стать и начавшаяся, но еще неоконченная борьба с теневым сектором, добавляет он. По оценкам Росстата, в серой зоне находится около 13% экономики. И эта цифра может вырасти за счет тех, кто не захочет переплачивать НДФЛ сверх нынешних 13%.
Проблема в том, что от величины доходов граждан зависит и величина уплачиваемых страховых взносов во внебюджетные фонды, дефицит которых покрывает федеральный бюджет, — продолжает эксперт. — Поэтому пока у Минфина нет целостной и ясной картины, сколько же зарабатывают граждане, пока не доработаны системы по мониторингу всех операций, нет смысла и торопиться с введением более справедливой шкалы.Получается, что пока минусы (с точки зрения государства) перевешивают потенциальные плюсы. И поддержку наименее обеспеченного населения проще осуществлять адресными мерами в реактивном порядке.
Но это не означает, что в будущем Госдума и правительство не вернутся к проработке подобных идей, полагает Максименко. По его мнению, это будет отвечать запросам самого общества, в котором будут расти ожидания более справедливого распределения фискальной нагрузки. Однако для более гибкого перехода потребуется, чтобы в бюджете возросла доля социальных расходов, в противном случае населению будет морально непросто делиться большей частью доходов с властью.
Налоговые льготы для самых маленьких
© Игорь Ставцев/Коллаж/RidusПрогрессивная шкала НДФЛ вполне может стать выходом из ситуации, которую правительство создало своими собственными руками, соглашается с коллегой эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
Последние годы, несмотря на падение доходов и практически полное отсутствие роста ВВП, Минфин усиливал фискальную нагрузку, тогда как остальные страны действовали наоборот: оставляли больше денег предпринимателям и населению, чтобы увеличить инвестиции и потребление. Сейчас обсуждается возможность отказа от НДФЛ для граждан с доходами, близкими к прожиточному минимуму, но этого будет явно недостаточно, — прогнозирует он.В то же время аналитик признает, что богатые граждане предпочитают жить за рубежом, так что повышенная ставка едва ли как-то изменит ситуацию. И данный подход не сможет полностью решить проблему неравенства. Необходимы структурные реформы, направленные на развитие частного предпринимательства.
Хорошим стартом, по мнению эксперта, будут налоговые льготы для начинающих предпринимателей, а также снижение обязательных выплат для малого и среднего бизнеса.
Иными словами, необходимо срочно вернуть отобранные деньги (в виде налогов) обратно, так как государство явно не способно эффективно их расходовать, причем передать их следует самым незащищенным группам — малому и среднему бизнесу. Корпорации достаточно легко справляются со всеми нововведениями, — заключает он.