Экономика

Чуда не будет: вакцины от COVID-19 не спасут мир

1 22659

Вакцины против COVID-19 не помогут восстановить спрос на нефть в будущем году, считает Международное энергетическое агентство (МЭА). В своем ноябрьском отчете оно прогнозирует рост показателя на 2021 год до 97,1 миллиона баррелей в сутки — это на три миллиона меньше уровня 2019 года.

Еще рано говорить о том, как и когда вакцины помогут вернуться к привычной жизни, но как минимум в первом полугодии их влияние будет не слишком значительным, поясняется в документе.

Прогноз на текущий год агентство в очередной раз понизило — до 91,3 миллиона баррелей в сутки, что на 0,4 миллиона баррелей меньше предыдущей оценки. В целом теперь МЭА ожидает сокращение спроса в 2020-м на 8,8 миллиона баррелей в сутки.

Днем ранее свою оценку мирового потребления нефти ухудшила ОПЕК. Теперь картель прогнозирует его падение в 2020 году на 9,8 миллиона баррелей в сутки (до 90 миллионов баррелей), а в 2021 году — рост на 6,2 миллиона баррелей в сутки (до 96,26 миллиона баррелей). Наиболее существенно, по мнению организации, снизится мировой спрос на различные виды топлива, в частности, на топливо для транспорта.

По данным МЭА, добыча нефти пока примерно соответствует уровню спроса: в октябре она выросла на 0,2 миллиона баррелей в сутки в сравнении с сентябрем — до 91,2 миллиона баррелей в сутки за счет восстановления производства в Ливии и Северном море. Но снижение добычи в США и ОАЭ сбалансировало этот рост. Однако в ноябре ожидается увеличение мирового производства нефти более чем на миллион баррелей в сутки, если Ливия продолжит серьезно наращивать добычу, а США оправятся от ураганов.

Нет причин для роста

© ИТАР-ТАСС/ Юрий Смитюк

Вряд ли стоит сомневаться в прогнозах спроса от таких серьезных организаций, как МЭА и ОПЕК, полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Тем более что о проблемах восстановления спроса вследствие пандемии неоднократно говорили и представители крупнейших нефтяных корпораций (в том числе и российских).

В целом прогнозы предполагают, что от уровня 2019 года (около 100 миллионов баррелей в сутки) снижение спроса до конца этого года составит порядка 9% (спрос будет на уровне 90-91 миллиона баррелей в сутки). В следующем году спрос начнет расти, но к уровню 2019 года вернется не ранее 2022 года, а по некоторым оценкам — только к 2025 году, — сказал эксперт «Ридусу».

Связано это с тем, что пандемия привела к сильнейшему падению потребительского спроса из-за снижения доходов населения, поясняет он. Снижение доходов означает более низкие продажи автомобилей, сокращение туристических поездок и т. д. Соответственно, и топлива для различных транспортных средств (машин, самолетов) понадобится не так много, как в доковидное время.

Помимо того, что население не готово вкладывать средства в длительные поездки и покупку автомобилей, остаются опасения, что, даже несмотря на вакцинацию, сохранится риск заражения коронавирусной инфекцией, добавляет исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.

Туристы не всегда могут получить качественную медицинскую помощь за рубежом, поэтому будут воздерживаться от заграничного отпуска. Это повлияет на число авиаперелетов, — прогнозирует он.

Нужно время

© Zuma\TASS

Вакцина поможет не вводить карантины, не отключать экономику — и то это произойдет после массовой вакцинации, которая может начаться не ранее второй половины следующего года (о чем уже заявили чиновники в ЕС). Но восстановить доходы населения или способствовать росту оборотов предприятий она не сможет, отмечает Деев.

Экономика лечится другими средствами. Но проблема в том, что для выхода мировой экономики из текущей рецессии нужен рост доходов населения. Достаточных ресурсов у государств для этого нет. Стремительно беднеющее население мира будет меньше потреблять, больше экономить, а спрос расти в таких условиях не может, — рассуждает он.

Для восстановления производства тоже потребуется достаточное длительное время на заключение новых контрактов и свободные средства на покупку сырья и оборудования, поддерживает Тузов.

Так что и в этом году, и в следующем спрос на нефть не восстановится, а котировки не выйдут на уровень выше 40-50 долларов за баррель, предупреждает Деев. Для российской экономики, где более 50% ВВП формируется за счет экспорта нефти, газа и нефтепродуктов, это означает дефицит бюджета в размере двух — трех триллионов рублей в год.

Вакцина сможет снизить напряжение на мировых рынках и некоторый рост акций крупных компаний, но не восстановить спрос на нефть до докризисных значений в будущем году, соглашается Тузов. А высокие котировки возможны лишь при потреблении нефти не менее 100 миллионов баррелей в сутки, указывает он.

Когда эта цифра достигала подобного значения, топливо продавалось около 61—66 долларов за бочку Brent в зависимости от ряда экономических и политических факторов, — напоминает аналитик.

В нынешних условиях, по его мнению, спрос на сырье будет восстанавливаться в течение долгого времени, а нефтяные котировки будут находиться в диапазоне 45—53 доллара за баррель.