Кино

«Чудеса», да не только: в Москве покажут «авторские» хиты со всего света

1 1081

«2morrow/Завтра» — фестиваль с давно и, казалось бы, прочно наработанной репутацией. При всём богатстве выбора в столице не так-то и много мероприятий, которые вольготным праздникам предпочитают насыщенную рабочую программу; та в свою очередь и становится праздником для зрителя, интересующегося текущим мировым кинопроцессом. Сегодня, когда на пути у авторского кино становится всё больше и больше препятствий (от курса валют до министерских нововведений), значение подобного смотра, несомненно, возрастает.

Однако всё хорошее, как известно, хрупко — и проведение даже такого передового фестиваля долгое время было под вопросом (впрочем, «передовые» как раз и страдают куда чаще «посредственных»: родственный «Завтра» конкурс «2-in-1» уже исчез из календаря московских событий). Поэтому открывается кинонеделя не в октябре, как ранее, а на три месяца позже. Хотя нет худа без добра: наша осень, как правило, перегружена событиями, в то время как зимой традиционно полно «белых пятен». Когда-то в начале года проводились неплохие «Лики любви», но их давно уже упавшее знамя до сих пор так и не было никем подхвачено. Теперь вот 20−25 января — даты 8-го Международного фестиваля современного независимого кино «2morrow/Завтра».

1 Логотип 8-го Международного фестиваля современного независимого кино «2morrow/Завтра»

Нынче он проходит в Музее Москвы и Центре Документального кино, цена билетов в любой из трёх залов — 200 рублей, ознакомиться со всеми подробностями и расписанием можно на официальном сайте. Оргкомитет рекомендует бронировать места заранее, так как программа собрана интересная и наверняка заинтересует многих.

Ядро фестиваля, конкурс, его отборщики характеризуют переходным состоянием, позволяющим пробовать на прочность границы миров и жанров, пространства, возраста и личного, дабы «избежать статики, законсервированности, определённости». «Все фильмы конкурса, с одной стороны, укоренены в почве и культуре своих стран, затрагивают их болевые точки и кризисные ситуации, с другой — выходят за границы национального кино и впитывают в себя опыт мирового кинематографа», — сообщается в пресс-релизе грядущего форума. Так ли это, решат судьи: режиссёр Бакур Бакурадзе, актрисы Юлия Ауг и Дарья Екамасова, прогремевшая на летнем «Кинотавре» сценарист Любовь Мульменко, а также кинокритик из Германии, основатель фестиваля в Коттбусе Рональд Руст.

2 Кадр из фильма «Чудеса»

Самая прославленная картина в предлагаемом списке — «Чудеса» Аличе Рорвахер (Италия — Швейцария — Германия), в прошлом мае отмеченные каннским Гран-При и впоследствии вошедшие во многие списки лучших фильмов 2014-го года. Это история замкнутого «медового королевства», чью идиллию однажды разрушают жадное до чудес итальянское телевидение и отправленный на перевоспитание трудный подросток. В небольшой, но ответственной роли — Моника Белуччи.

В фестивальном каталоге без перевода осталась «Party Girl» (Франция, реж. Мари Амашукели, Клэр Бюргер, Самюэль Тейс), получившая в тех же Каннах приз за лучший актёрский ансамбль «Особого взгляда» и «Золотую камеру» за лучший дебют (к которой позже добавилась аналогичная номинация от Европейской киноакадемии). Фрагменты из жизни бывшей стриптизёрши, даже в шестьдесят лет отказывающейся думать о своём возрасте, поставлены в предельно реалистичной манере и напоминают о «Глории», участвовавшей в «завтрашнем» конкурсе позапрошлого года.

3 Кадр из фильма «Party Girl»

На «Особом взгляде» отметилась и «Хауха» (Аргентина — США — Дания — Франция — Мексика — Нидерланды, реж. Лисандро Алонсо, приз ФИПРЕССИ): так называется мифическая земля изобилия и праздности, где теряется грань между сном и реальностью, а заодно и герой Вигго Мортенсена. История «Суда» (Индия, реж. Чайтанья Тамгани, призёр венецианских «Горизонтов») могла бы показаться по-кафкиански абсурдной, если бы столь очевидно не перекликалась с реальностью: политического активиста здесь преследуют за призывы «захлебнуться в собственных экскрементах», которым, по версии прокуратуры, последовал покончивший с собой рабочий канализации.

4 Кадр из фильма «Хауха»

Победившая в Сан-Себастьяне «Волшебная девочка» (Испания — Франция, реж. Карлос Вермут) — рассказ о тяжело больной 12-летней Алисии, ради которой её отец готов переступить черту собственной человечности. «Это настоящее откровение для испанского кино начала нашего века», — сказал об этой работе Педро Альмодовар. «Послушай, Филип» (США, реж. Алекс Росс Перри, Особый приз жюри в Локарно) — полное сарказма и сравниваемое с комедиями Вуди Аллена разоблачение литературного мира на примере самовлюблённого писателя в исполнении Джейсона Шварцмана.

«Рядом с ней» (Израиль, реж. Асаф Корман) — психологическая драма об отношениях двух сестёр, одна из которых — умственно отсталая; фильм участвовал в каннском «Двухнедельнике режиссёров» и был отмечен призами в Алма-Ате, Хайфе и Салониках. Ещё один участник конкурса — «Песчаные доллары» (Аргентина — Доминиканская Республика — Мексика, реж. Лаура Амелия Гусман и Израэль Кардэнас), принёсшие на фестивале в Чикаго актёрскую награду прекрасной Джеральдин Чаплин: она играет щедрую поклонницу молодой доминиканки, торгующей собой во имя будущей свободы.

5 Кадр из фильма «Песчаные доллары»

Свобода творчества и любые эксперименты приветствуются в рамках параллельной секции «Tomorrow». Её главным событием станет показ детективного мини-сериала «Малыш Кенкен» (Франция), поставленного каннским любимцем Брюно Дюмоном и признанного легендарным журналом «Cahiers Du Cinema» лучшим фильмом прошлого года. Другие картины программы — вдохновлённая французской «новой волной» лента «Free Range — Баллада о принятии мира» самого известного эстонского режиссёра Вейко Ыунпуу, победитель Эдинбургского фестиваля «Игра в прятки» (Великобритания, реж. Джоанна Коутс) с Ханной Артертон, ещё одна лента из «Особого взгляда» — «Прекрасная молодость» (Испания, реж. Хайме Росалес, особое упоминание экуменического жюри), ещё один дебют из пятёрки лучших Европейской киноакадемии — драма о разлуке длиной в «10.000 км» (Испания — США, реж. Карлос Маркес-Марсет), а также эротический триллер с участием коровы «Была ты нежна и прекрасна» (США, реж. Жозефин Декер) и кровавые приключения одинокой вампирши «Девушка ночью гуляет одна» (США — Иран, реж. Ана Лили Амирпур).

6 Кадр из фильма «Игра в прятки»

В качестве «Гала-премьер» на фестивале покажут обладателя венецианского «Золотого льва», комедию абсурда «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» (фильм Роя Андерссона увенчает церемонию открытия), немного не дотянувший до «Оскара» «Форс-мажор» Рубена Остлунда, «Песню слона» Шарля Бинаме с Ксавье Доланом в главной роли и «Метаморфозы» Кристофа Оноре. В рамках специального показа будет представлена 5,5-часовая режиссёрская версия «Нимфоманки» Ларса фон Триера (в прокат, как известно, выходил продюсерский вариант с купюрами).

7 Кадр из фильма «Малыш Кенкен»

Приятные дополнения к основным блюдам — ретроспектива голландских кинематографистов Франса ван де Стаака и Йохана ван дер Кейкена, документальная секция и подборка «Horror \ Humor», сопоставляющая комедии и ужасы. Наверняка окажется любопытной программа регионального российского кино «Офсайд», в рамках которой покажут, например, работы студентов мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете и фильм Юрия Яшникова о политтехнологиях «Похабовск. Обратная сторона Сибири» с Александром Башировым и Александром Демидовым. Но особо следует выделить московскую премьеру нашумевшей украинской ленты «Племя» Мирослава Слабошпицкого, в декабре признанной «Европейским открытием», а сейчас включённой в программу об исторической памяти «Шум времени».

8 Кадр из фильма «Племя»

Короче, фильмов — море, глаза разбегаются; найти бы теперь время хотя бы частичку всего этого великолепия посмотреть. Но найти его следует, убеждена директор фестиваля Ольга Дыховичная:

Кино даёт шанс увидеть, узнать, понять и полюбить другого, не похожего, далёкого, живущего в другой стране, говорящего на другом языке, читающего другие книги, верующего в другого бога… Два часа, проведённых перед экраном, могут совершить то, что не под силу самым искренним проповедникам.

Герои фильмов увлекают нас в свои истории, смахивая, как шелуху, наши поверхностные суждения о странах, где они живут, их нравах и обычаях, мыслях и поступках. Заставляя нас погружаться в самую глубину понимания их незнакомой и ранее непонятной нам жизни, сострадать и в какой-то момент их — чужую — боль переживать, как собственную. И когда включается в зале свет, мы вдруг осознаём, что тот другой на экране оказывается таким же напуганным, уязвимым, любящим, жаждущим, стремящимся, как мы. А значит — близким и равным.