История Происшествия

Чудо в Андах: история о мужестве, стойкости и каннибализме

1 19396

Авиакатастрофа, как правило, оставляет призрачные шансы на спасенье. Поэтому 33 выживших из 45 пассажиров и членов экипажа можно считать милостью небес. Если бы не одно «но» — крушение в ледяном аду на высоте 3600 метров над уровнем моря в Андах. Именно это произошло 13 октября 1972 года с бортом Т-571. О том, сколько в итоге выжило уцелевших при крушении самолета — в материале «Ридуса».

Накануне, 12 октября, игроки уругвайского регбийного клуба Old Cristians вылетели из Монтевидео в Сантьяго. На борту лайнера Fairchild FH-277 помимо них находились тренеры, родственники, спонсоры и, разумеется, члены экипажа. 

Из-за сгустившегося над Андами тумана прямой перелет из столицы Уругвая в столицу Чили оказался невозможен, поэтому все самолеты перенаправляли переждать непогоду в аргентинскую Мендосу.

Тот самый лайнер Fairchild FH-277, Т-571.

Тот самый лайнер Fairchild FH-277, Т-571.

© Wikimedia Commons

Но и на следующий день лететь было нельзя, поскольку туман над пиками Анд рассеялся незначительно. Позже это признали и представители авиакомпании. Однако роковое решение было принято.

В районе хребта Курико диспетчеры дали воздушному судну команду идти на снижение. Делать это надо было по приборам, поскольку видимость была околонулевая. Причиной этой команды стали действия второго пилота Данте Лагурара, который неправильно рассчитал положение самолета в условиях бушевавшего циклона. Когда самолет из него вышел, пилоты увидели прямо перед собой одну из каменистых заснеженных вершин. Уйти от столкновения шансов не было.

Лайнер задел гору хвостовою частью, которую моментально оторвало. Фюзеляж рухнул на склон. В результате катастрофы моментально погибли 12 человек. По жестокой иронии судьбы из членов экипажа выжил именно Данте Лагурара, хотя и умер от полученных ран уже через два дня.

Не все эти ребята из Old Cristians пережили крушение

Не все эти ребята из Old Cristians пережили крушение

© s5o.ru

Уцелевшие оказались в горах, в тяжелейших условиях. Не было теплой одежды, воздух не прогревался выше -25°C. Но хотя бы была уверенность, что скоро придут на помощь спасатели.

Проблема была в том, что искали разбившийся самолет не в том месте из-за все тех же неверных расчетов второго пилота. Да и увидеть белый фюзеляж в заснеженных горах — задача крайне сложная. Поисковые операции власти Аргентины, Уругвая и Чили свернули на восьмой день. Запертые в горах регбисты узнали об этом на 11-й день, когда смогли поймать сигнал на найденном в обломках радиоприемнике.

Первые дни после крушения

Первые дни после крушения

© s5o.ru

Ситуация была патовой. Помощь не придет. Оставаться на месте — верная смерть. Пытаться самостоятельно выйти к людям без еды, теплой одежды (все что можно сразу сняли с мертвых), а главное какого-то укрытия — самоубийство. Пока же таким укрытием служил корпус самолета. Именно там спаслись 25 человек от лавины, которая сошла 29 октября — на 16-й день ледяного плена. Восемь человек ее пережить не смогли.

Но и те, кто выжил, оказались погребены под толстым слоем снега. Три дня обессиленные люди выбирались на поверхность в условиях заканчивающегося воздуха. К тому времени уже было осознанно принято чудовищное (особенно для истовых католиков, коими были и живые и мертвые), но неизбежное решение — питаться мясом умерших друзей и родственников. Все скудные запасы шоколадных батончиков и прочей мелкой закуски давно закончились.

Позже, взявший на себя роль лидера после смерти капитана команды Old Cristians регбист Нандо Паррадо, рассудил, что лавина стала спасеньем. В фюзеляже под шапкой снега стало не так холодно, а восемь новых трупов позволили продержаться значительно дольше, ведь стало не только больше еды, но и меньше едоков.

Часть фюзеляжа

Часть фюзеляжа

© s5o.ru

Искать спасения отправились Нандо Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Висинтин, которые еще до схода лавины принимали участие в успешной попытке небольшой группой найти хвостовую часть самолета. Именно там были найдены скудные запасы еды, немного вещей и радиоприемник. Некоторые предлагали ждать потепления и только тогда покидать место крушения. Но Паррадо решил, что ждать нельзя. Ведь товарищи продолжали умирать.

Первые несколько попыток выйти к людям плодов не принесли. Участники этих экспедиций определили свое местоположение исходя из сообщений по радио и со слов Лагурары. То есть неверно, да и без ночевки далеко не уйдешь, а ночевать без укрытия — неминуемая смерть.

Но решение было найдено. Из имевшихся вещей был сшит довольно теплый большой спальный мешок для трех человек. Он и тепло собственных тел давали шанс пережить ночевку в горах. В путь три отчаянных регбиста отправились 12 декабря — через два месяца после крушения.

Они уже знают, что помощь придет к ним завтра

Они уже знают, что помощь придет к ним завтра

© phototass4. cdnvideo.ru

На третий день стало ясно, что переход займет больше времени. Было принято решение отправить Висинтина с небольшим запасом еды и в дополнительной одеждой обратно к фюзеляжу (он добрался), а дальше идти вдвоем Парраде и Карнессе. Вскоре последний заболел дизентерией, что еще больше усложнило ситуацию. Только на восьмой день регбисты заметили явные признаки того, что в этих местах бывают люди. К этому времени они уже покинули заснеженную часть гор, что с одной стороны облегчило дорогу, а с другой — привело к тому, что запасы мяса начали гнить.

На девятый день они заметили человека на другом берегу горной реки. Это был чилийских пастух Серхио Каталан. Он сразу понял, что людям на том берегу нужна помощь, но перекричать шум потока никто из них не смог. Регбисты расслышали только одно слово «Завтра!».

Паррадо, Каталан, Канесса (слева направо)

Паррадо, Каталан, Канесса (слева направо)

На следующей день пастух сумел передать на другой берег бумагу, карандаш и еды.

«Я выбрался из самолета, разбившегося в горах. Я уругваец. Мы идем уже десять дней. Там вверху у меня раненый друг. В самолете остаются еще 14 раненых. Нам нужно выбраться быстро, но мы не знаем, как. У нас нет еды. Мы очень ослабли. Когда отправятся искать нас там, наверху? Пожалуйста, мы не можем больше идти. Где мы находимся?», — такое сообщение отправил ему Паррадо.

Спасательная операция длилась два дня, и 23 декабря были спасены все оставшиеся в живых 16 человек. Это событие вошло в историю как Чудо в Андах.

Та самая записка Каталану на газетной полосе

Та самая записка Каталану на газетной полосе

© wikimedia.org