Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) активно занимается разработкой гибридной силовой установки (ГСУ) для регионального авиалайнера, рассчитанного на 80—100 пассажиров. Об этом сообщил генеральный директор института Андрей Козлов в интервью RT. Уникальность этой ГСУ заключается в использовании жидкого водорода как хладагента, что повысит мощность электрических машин почти втрое. Ранее завершились летные испытания гибридной установки на самолёте Як-40, вмещающем до 32 пассажиров. Эксперты отмечают, что основные преимущества ГСУ заключаются в экономичности и минимизации выбросов вредных веществ.
Московские инженеры из ЦИАМ работают над созданием ГСУ с мощностью в диапазоне 1,5—2 МВт. По словам Андрея Козлова, следующим этапом научно-исследовательских работ станет разработка силовой установки повышенной мощности, использующей инновационный хладагент. Успешное завершение этой работы позволит внедрить технологии для создания ГСУ, которые смогут обеспечить полёт самолётов вместимостью до 100 человек. Обозначенные временные рамки ожидают появления таких самолетов на 19 пассажиров в среднесрочной перспективе (2030—2035 годы), а к 2040-м годам – региональных воздушных судов.
ЦИАМ наметил задачу заменить жидкий азот жидким водородом, чтобы увеличить мощность электрических машин почти в три раза, что станет возможным благодаря снижению температуры кипения хладагента. В перспективе водород может использоваться и как топливо, что существенно увеличит энергоэффективность по сравнению с авиационным керосином. Испытания новой водородной силовой установки ожидаются в течение следующих пяти лет, если будет принято соответствующее решение.
На сегодняшний день ЦИАМ уже разрабатывает топливную систему на жидком водороде, включая демонстратор бака объемом 300 литров. Прежде институт завершил исследования по ГСУ мощностью 500 кВт, в которых участвовали также ЗАО «СуперОкс», Уфимский государственный авиационный технический университет и Фонд перспективных исследований.
Испытания проводились на платформе Як-40ЛЛ, оборудованной для проверки эффективности технологии. Воздушный винт самолета приводился в действие электромотором, который подпитывался как от аккумуляторов, так и от генератора. Такая модель позволяет оптимизировать конструкцию газотурбинного двигателя, снизив суммарное потребление топлива до 20%.
Гендиректор Avia.ru Роман Гусаров подчеркнул, что ГСУ обладает рядом значительных преимуществ перед традиционными авиатехнологиями, в частности, за счет интеграции электромоторов и аккумуляторов. При это практически исключается работа двигателя в экстремальных режимах, что повышает его надежность и снижает износ. Заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов отметил, что проект ЦИАМ важен для развития российской гражданской авиации. Уже сегодня тестируются гибридные установки, соответствующие экологическим требованиям и экономичности. Однако внедрение ГСУ требует решения таких задач, как гарантии устойчивости к высоким нагрузкам. Специалисты ЦИАМ отказались от дополнительных систем охлаждения в пользу употребления жидкого водорода.