«Мама! Мама, посмотри, я гнусь так же, как они, и не ломаюсь!», — непосредственные детские эмоции на открытии «Мастера» прямо зашкаливали, что, в общем, не удивительно. Заявки на участие в конкурсе подали более 500 цирковых в возрасте от 14 до 60 лет со всего света: и старого, и нового, и им было что показать.
Площадь перед сочинским цирком была буквально запружена артистами. От обилия трюков просто голова шла кругом.
Вот по уникальному балансирующему канату идёт Яна Сердюкова. Верёвка, на которой Яна выделывает разные кунштюки, растянута на огромных качелях. Каждый шаг бесстрашной артистки заставляет угрожающе раскачиваться всю эту конструкцию, а ведь она не просто идёт по канату: прыгает, делает сальто, садится на шпагат…
Рядом двое акробатов на деле доказывают поговорку: что русскому хорошо, то немцу — смерть. За рубежом этот аттракцион называется «колесо смерти», данный трюк, например, часто исполняют артисты дю Солей. Наши цирковые назвали этот аттракцион колесом смелости. Разница подходов — налицо, но чей же вариант правдивей?
Международный цирковой язык — это русский, — рассказывает генеральный директор Росгосцирка Вадим Гаглоев. — В любой точке мира любой сотрудник цирка может сказать пару слов по-русски. Если Голливуд — это магнит для всех работников кино, то цирковой магнит находится в России, вот только мы его не использовали.Премия «Мастер» вполне может усилить притяжение российского циркового «магнита», ведь одна из основных её задач — производство звёзд, и речь не идёт о проекте вроде телевизионной фабрики. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: цирк знают все, но имена известных артистов назовёт далеко не каждый. В лучшем случае вспомнят Никулина, Карандаша, Попова да Запашных.
«Запашные сделали себя сами — вопреки системе, а артисты не должны этим заниматься, — развивает тему Гаглоев. — „Мастер“ может решить проблему обезличенности. Мы не даём им денег за победу, мы даём им статус, чтобы цирковые могли зарабатывать не с помощью премии, а с помощью статуса, который она даёт».
Этот статус важен не только для профессионалов манежа, но и для любителей, особенно юных. «Мастер» для них своего рода путёвка в жизнь: заметят на конкурсе, пригласят в труппу. С огромным желанием показать себя лучшей стороны, например, приехали коллективы из ДНР и ЛНР. Даже война не мешает им заниматься любимым делом. Акробатике и эквилибристике под пулями будет посвящён наш специальный репортаж.
К слову, подготовка любителей была столь высокой, что рядовому зрителю было сложно понять: кто тут профи, а кто — нет. Например, Ольга Погодина на глазах у сотен зевак и десятков камер заслужила звание самой бесстрашной артистки России. Для этого ей пришлось засунуть голову в пасть к тигру, причём — несколько раз. Ольга снимается в кино о знаменитой дрессировщице Маргарите Назаровой.
«Все трюки с тиграми (а их у нас играло семь) мы с Андреем Чернышовым делали сами, без дублеров! Повторили все трюки Назаровой (включая ее номер, когда она плавает с тиграми), плюс добавили несколько, которые она не делала. Она не клала голову в пасть тигра — только руку, а я это сделала. Выполнила я и ее знаменитый номер „качели“, в котором мы с тигрицей Шакирой качаемся под куполом цирка. Ничего подобного до меня никто из актрис не повторял. В этом смысле наша картина уникальна. Мы, непрофессионалы, осуществили почти все известные трюки мировой дрессуры.
Под купол цирка взлетали без страховки и специально параллельно снимали документальный фильм о нашей картине, чтобы потом никто не сказал, что, мол, компьютерной графикой стерли страховку или что-то в этом духе.
Качели, кстати, Эдгард Запашный нам предоставил настоящие, ими еще Бугримова пользовалась. Трюк с ними делали только Бугримова со своим львом, Назарова с тигром Пуршем, Эдгард и Аскольд Запашные с тигром Мартином и я, четвертая по счету, с тигрицей Шакирой. Шакира заходит на качели, я держу ее на поводке. Качели поднимаются под самый купол цирка, и мы раскачиваемся, амплитуда метров пять. Если что, помочь бы там под куполом мне никто не смог. Полтора года с тиграми — это самое счастливое время в жизни, потому что не было подобных эмоций никогда».
К слову, тигр этих счастливых эмоций явно не разделял. Точнее, показалось, что вниманию-то он был рад, а вот голове в своей пасти, пусть и красивой женщины, не слишком. Пожалуй, ему поскорее хотелось закончить работу, сопровождаему рвотными позывами. Впрочем, тема животных в цирке заслуживает отдельного репортажа: всё больше людей высказывают позицию, что наших братьев меньших на манеже быть не должно.
Ну, а пока же Сочи остаётся цирковой столицей России, ещё три дня здесь будут проходить конкурсы артистов, смотры оркестров, мастер-классы и праздничные шоу. Следите за нашими фоторепортажами.