В московском выставочном комплексе «Экспоцентр» завершилась международная выставка грузового автотранспорта COMTRANS. Сообщается, что в ней приняло участие более 240 компаний и фирм из различных стран. При этом мероприятие посетило около 17 тысяч специалистов, многие из которых участвовали в дискуссиях в рамках деловой программы.
Традиционно на выставке представляются новые или модернизированные образцы грузовой автомобильной техники, включая седельные тягачи, самосвалы, фургоны, бортовые автомобили и LCV.
Отдельной категорией экспонатов являются автобусы, микроавтобусы и различная спецтехника.
Накануне кризиса
На этот раз выставка произвела на посетителей двойственное впечатление. С одной стороны, участники изо всех сил пытались продемонстрировать все новинки, которые они могли бы предложить рынку, включая широкое разнообразие техники на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). С другой стороны, COMTRANS 2024 беспристрастным зеркалом отразил общую неблагоприятную ситуацию на рынке коммерческого транспорта.
Как пояснил «Ридусу» в ходе выставки представитель одного из лидеров отечественного автопрома, в этом году российский рынок грузовиков достиг локального пика, после чего его неизбежно ждёт продолжительный спад. Продажи грузового транспорта в России падают на протяжении нескольких месяцев, а в наступающем году ждать разворота тенденции не приходится.
По словам собеседника «Ридуса», стагнация может затянуться минимум на полтора года. Пережить её смогут лишь участники рынка, которые смогли диверсифицировать производство и подготовить мощности по производству запчастей.
Из-за рекордных продаж предыдущего периода в ближайшее время ожидается рост спроса на узлы и детали, необходимые для ремонта и обслуживания проданных ранее автомобилей. Вполне вероятно, что именно это направление позволит многим производителям пережить период спада спроса на готовую продукцию.
Основными причинами снижения продаж являются исчерпание отложенного спроса, перенасыщение рынка китайскими машинами, а главное — катастрофический рост процентной ставки Центробанка. Увеличение ставки сделало кредиты недоступными для большинства покупателей коммерческой техники. Это уже повлияло на их планы по покупке новых грузовиков.
Не в лучшей ситуации оказываются и производители автомобилей, поскольку стоимость продукции для большинства из них уже превысила рентабельность производства.
Динамика процентной ставки станет одним из главных индикаторов дальнейшего будущего автопрома.
Ещё одной миной замедленного действия под всем российским коммерческим транспортом является ожидаемое падение строительного рынка. Такой же рост ставки привёл к полному охлаждению продаж на рынке нового жилья. Затоваренные и закредитованные застройщики вынуждены приостанавливать строительство и консервировать объекты, что означает резкое снижение спроса на грузовики и специальную технику.
Каких-либо обнадёживающих новостей в этой части нет и в ближайшее время не предвидится.
Модные штучки
Но надвигающийся кризис не в состоянии повернуть вспять назревшие и перезревшие технологические изменения. На COMTRANS 2024 представлено рекордное количество электрической, гибридной и водородной техники. Практически каждый производитель счёл необходимым включить в линейку электрический грузовичок, автобус на гибридной установке, троллейбус с автономным ходом и прочие «модные штучки».
Китай
Нетрудно догадаться, что китайские компании абсолютно лидировали на COMTRANS 2024. Shacman привёз седельные тягачи: Х6000 4×2 и Х6000 6×4. Представленный беспилотник Shacman X6000 создан в рамках беспилотных программ «Яндекса».
Сразу несколько стендов занято продукцией Dongfeng, осваивающей российский рынок с поразительной скоростью. Помимо традиционного крупнотоннажного транспорта, на этот раз на выставке представлены среднетоннажники и LCV. Из наиболее интересного замечены фургончик Dongfeng Z55N и тяжёлый грузовик Dongfeng GX.
В лёгком сегменте отметился Foton. Помимо уже известных фургона Foton Toano и пикапа Foton Tunland G7, на выставке представлен электрический Foton Toano EV полной массой 3,5 тонны. Машина имеет электродвигатель мощностью 130 киловатт, запитанный от 100-киловаттной батареи. Это обеспечивает ей запас хода в 300 километров, что вполне соответствует ежедневным требованиям к автомобилю данного класса. Быстрая зарядка батареи осуществляется за 40 минут, стандартная — за 5 часов.
Россия
Лидером среди отечественных среднетоннажников стал КАМАЗ «Компас». Ведущий российский производитель грузовиков заполнил все соответствующие «клеточки» в данной нише — от городских развозных фургонов до передвижных торговых точек.
«АвтоВАЗ» представил электрическую версию одной из своих наиболее удачных коммерческих машин — «Лада Ларгус». При этом автоконцерн показал новый легковой седан «Аура», не представляющий собой ничего особо выдающегося.
Приятной неожиданностью стали сразу две машины малоизвестного производителя АО «Романов». Расположенный в окрестностях Санкт-Петербурга на бывшем сборочном производстве MAN завод намерен выпускать грузовые шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ. На стенде компании представлено сразу два готовых образца: полноприводный тягач и самосвал полной массой 36 тонн.
Машины выглядят вполне прилично и современно, а в дизайне кабин просматриваются едва уловимые черты всё того же MAN.