В Москве в «Крокус экспо» открылась крупнейшая отраслевая выставка коммерческого транспорта дорожной и строительной техники COMvex-2024. Одновременно в рамках COMvex проходят выставки смежных отраслей — «СТТ Экспо» (выставка строительной техники и технологий) и «CTO Expo» (выставка запчастей, послепродажного обслуживания и сервиса). Премьерой 2024-го станет Logistikа Expo (выставка логистики, транспорта, складской техники и оборудования).
Приятно и воодушевляющее было видеть, что «Крокус», совсем недавно переживший страшную трагедию, снова в строю и принимает важнейшие выставки назло тем, кто определенно хотел, чтобы этого никогда здесь больше не было.
Несмотря на строгий контроль за всеми въезжающими на территорию комплекса машинами, что послужило причиной длиннющей пробки на МКАД, посетители отнеслись к повышенным мерам безопасности с явным пониманием.
Что касается выставки, то тут следует обратить внимание на два момента: во-первых, число ее участников и посетителей каждый раз бьет рекорды, а во-вторых, «КОМвексу» давно пора присвоить титул выставки достижений народного хозяйства не менее народной китайской республики. Подавляющее число экспонатов COMvex в той или иной степени — а в большинстве случаев полностью — относятся к Китаю.
Честь российской промышленности отстаивали КАМАЗ, «Объединенная машиностроительная группа» (бренд «Урал»), «Группа ГАЗ» и ряд менее крупных компаний. К этому списку можно добавить союзную Белоруссию с ее незабвенным МАЗом, и на этом, пожалуй и все. Этой немногочисленной российско-белорусской «группировке» противостоит самая настоящая тьма китайских компаний и брендов, что весьма красноречиво говорит о положении дел в промышленности. Немаловажно, что подавляющее большинство китайской техники непосредственно импортируется в Россию, а не производится на ее территории, как это было раньше с европейскими, японскими и корейскими брендами.
Итак, чем может похвастаться на COMvex «некитайская» сторона?
Наибольшая экспозиция, как часто это бывает, у КАМАЗа. Крупнейший автопроизводитель уже не первый раз приезжает на выставку только с машинами последнего поколения К-5, что определенно выделяет его на фоне других производителей, включая китайцев.
Из «интересного» у КАМАЗа можно назвать объемный рефрижератор на шасси КАМАЗ-65658 грузоподъемностью аж 13 тонн, седельный тягач КАМАЗ-54902 с колесной формулой 4 × 2 и кабиной с одним спальным местом (водители нынче в дефиците) и полноприводный трехмостовый «седельник» КАМАЗ-65954.
Что касается «Урала», то он привез на COMvex преимущественно спецтехнику. Наиболее интересными в этом плане образцами являются многофункциональный кран-манипулятор МКМ-210, бурильно-крановая машина на шасси «Урал-80» и машина для перевозки металлического лома.
ГАЗ показал удлиненный «Валдай-12» и обновленный «Соболь», давно и хорошо известные в автомобильном мире.
Определенно удивил белорусский МАЗ. Минский автозавод создал и презентовал на COMvex (аж три раза за первый день) новый гибридный седельный тягач MAZ-Х. Пожалуй, это самый необычный и неоднозначный грузовик на всей выставке.
Речь идет о низкопольном обтекаемом тягаче с электрической трансмиссией, где энергия от трехсотсильного китайского дизель-генератора передается на два тяговых электрических двигателя. Также MAZ-Х может двигаться и от собственных аккумуляторов, хотя, как говорят его создатели, не больше десяти километров.
Тягач имеет весьма футуристичный внешний вид, в котором просматриваются контуры электрического грузовика от Tesla. Кабина рассчитана на одного водителя. В целях его безопасности ее дверь открывается только в сторону обочины.
MAZ-Х является прототипом будущих грузовиков, но уже сейчас не совсем понятен смысл воплощенных в нем «наворотов». Главный вопрос вызывает низкопольная конструкция — дорожный просвет у этого чуда техники не сильно отличается от дорожного просвета городского кроссовера. Поскольку в силу известных обстоятельств тягач в ближайшее время вряд ли увидит европейские дороги, не совсем понятно, зачем нужна ему такая низкая посадка в Белоруссии и России. Водительская дверь с правой стороны — отдельный сюр, способный вызвать недоумение у большинства водителей.
В остальном технические параметры машины сильно уступают параметрам конкурентов. Мощность китайского дизеля в 300 лошадиных сил и двух электрических движков по 180 киловатт не делает тягач чем-то выдающимся на дороге. Запас хода в десять километров на одной зарядке — еще более бессмысленный момент для «дальнобойного» грузовика.
На этом все… далее начинаются китайцы. Их много. Представленные ими машины, оборудование и строительная техника весьма современны, а главное — доступны для продажи здесь и сейчас.
Так, практически полную линейку современного коммерческого автотранспорта представил давно известный в России SITRAK (один из брендов коммерческого транспорта китайского концерна SINOTRUK). Для лучшего понимания россиянами намерений китайского гиганта, к демонстрации грузовой коллекции добавилась премьера легкового автомобиля VGV U75PLUS, и как это часто бывает — лучшие в Москве промо модели (лучшим девушкам COMvex-2024 будет посвящен следующий фоторепортаж «Ридуса»).
Спрос на китайскую коммерческую технику сегодня не просто велик — ввиду отсутствия альтернатив, он абсолютен, и это полностью подтверждает COMvex-2024. Также очевидно, что если обязать китайские компании осуществлять сборку своих машин на территории России (что рано или поздно произойдет), то уже довольно скоро значительная часть отечественного машиностроения станет китайским.