Люди с инвалидностью в период пандемии COVID-19 являются одной из самых социально уязвимых категорий. Большинство из них без помощи родителя или опекуна не могут быть ни дома на самоизоляции, ни в больнице в случае госпитализации.
Председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет (ВОРДИ) Елена Клочко в беседе с «Ридусом» привела в пример две самые распространенные ситуации, с которыми столкнулись люди данной группы во время режима самоизоляции.
В первом случае мама девушки с инвалидностью была госпитализирована, а дочь осталась дома. Однако ей повезло, что она была на дневной занятости в НКО (некоммерческая организация) и была возможность привлечь волонтеров, которые ее хорошо знали и поочередно проживали с ней, пока маму не выписали.
Во втором случае волонтеры не могут помочь взрослому с инвалидностью из-за специфики заболевания, а мама не может его навещать из-за ограничения передвижения в период COVID-19.
По словам Елены Клочко, в ВОРДИ поступают обращения родителей людей с инвалидностью, и очевидно, что существует необходимость особых мер по оказанию медицинской и социальной помощи семьям с детьми-инвалидами и взрослыми инвалидами, которые нуждаются в постоянной внешней помощи.
Такие меры должны включать оперативную диагностику на дому и порядок госпитализации, особенности совместного содержания на карантине в связи с пандемией COVID-19 и предоставления помощи со стороны социальных служб, а также необходимость их выделения в социально уязвимую категорию, нуждающуюся в мерах гуманитарной поддержки, по аналогии с людьми пожилого возраста 65+ и многодетными семьями.
© Стоян Васев/ТАССНеобходимость оперативной диагностики детей и взрослых с инвалидностью, а также членов их семей на дому обусловлена тем, что лица данной категории маломобильны и подвержены инфекциям.
Кроме того, зачастую ввиду наличия множественных нарушений развития, ментальных нарушений постановка диагноза у детей и взрослых с инвалидностью, неспособных описать проблемы самочувствия, затруднена, а выезд на диагностику — всегда тяжелейшая процедура, — пояснила председатель совета ВОРДИ.В период самоизоляции ребенку-инвалиду или опекаемому взрослому с инвалидностью и его родителю (опекуну) остро необходима внешняя помощь.
Большинство детей-инвалидов и опекаемых взрослых с инвалидностью не имеют возможности обслуживать себя самостоятельно. Контакт инвалида и человека, осуществляющего уход за ним, неизбежен, то есть изоляция заболевшего внутри семьи невозможна, — отметила собеседница издания.По ее словам, изоляция на дому семей с инвалидами должна происходить с необходимым объемом внешней помощи — прикреплением медицинского персонала из ближайшего лечебного учреждения и помощи со стороны местных социальных служб и волонтеров.
Кроме того, в случае подтверждения диагноза и необходимости госпитализации для детей-инвалидов и взрослых с ментальной инвалидностью при их помещении на лечение от коронавирусной инфекции должна быть организована возможность сопровождения в медучреждении родителями или близкими с обеспечением последних необходимыми средствами защиты.
© Александр Рюмин/ТАСС Вопрос о необходимости сопровождения инвалидов при госпитализации, в том числе взрослых инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи, давно и неоднократно поднимался, но не решен до сих пор. Основной довод представителей здравоохранения — невозможность выделения персонала по дополнительному уходу за инвалидом в медучреждениях, и так было и до пандемии коронавируса, — добавила Елена Клочко.Трагедией также чревата ситуация, когда родитель оказывается на карантине или попадает в больницу, поскольку большинство людей с инвалидностью не могут оставаться в квартире одни. Как отметила председатель совета ВОРДИ, значительная часть людей данной категории проживает в неполных семьях, что подразумевает наличие лишь одного родителя.
Принятие специального порядка медицинской и социальной помощи семьям с детьми-инвалидами и взрослыми инвалидами с ментальными и/или тяжелыми нарушениями позволит минимизировать риск трагедий целых семей, — подчеркнула она.