Предложение о продаже дач в России в первом квартале 2019 года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,9%, подсчитали аналитики «Авито Недвижимость». Спрос же вырос лишь на 0,7%.
Количество предложений по продаже дач за первый квартал выросло и по данным портала «Мир квартир» (на 8,7%, спрос при этом снизился на 6,3%). Эта тенденция наблюдается уже не первый год, дачу становится все труднее продать.
Исключения составляют только два российских региона (Подмосковье и Башкирия), а также Крым, где цены на дачи за этот период выросли, причем в последнем случае — на 74%.
Довели до ручки
Причин, по которым россияне чаще продают дачи, чем приобретают, как минимум три, считает юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова.
Для владельцев дач они становятся чем-то вроде чемоданов без ручки. Потому что приобретались эти дачи в других условиях, когда польза от владения летним домиком многократно перевешивала расходы и бюрократические ограничения. Сейчас же финансовая составляющая и налоговые новшества работают против владельцев такой собственности, — сказала она «Ридусу».Финансовая и юридическая составляющая вместе носят название «дачная реформа» (не путать с дачной амнистией). Для владельцев дач слишком хлопотно заниматься перерегистрацией загородной недвижимости по новым правилам, платить на нее налог и т. д.
С 1 марта 2019 года был введен единый уведомительный порядок начала и окончания строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов, а также их оформления в собственность в СНТ и населенных пунктах. Дачники теперь не могут строить или реконструировать дом без специальных уведомлений.
Немало дачников, не обладающих талантом предсказывать будущее, ранее выстроили на своих участках сооружения, которые в то время налогом не облагались или облагались пониженным налогом как нежилые строения: хозпостройки, бани и т. д. Сейчас собственников поставили перед свершившимся фактом: бесплатный сыр кончается.
Кроме дачной реформы причиной постепенного отказа россиян от дачевладения Свиридова называет неэкономический фактор — поколенческий.
Именно этим, по ее мнению, объясняется, почему Подмосковье и Крым показали противоположную общероссийской тенденцию.
Это два региона, которые для остальных россиян воспринимаются как своего рода „внутренняя заграница“. Жители, например, Сибири покупают дачи под Москвой и в Крыму потому, что для них это — „аэродром подскока“ к столичной и курортной жизни, — говорит эксперт.Она, однако, затруднилась объяснить, каким образом в этот ряд затесалась Башкирия, которую при всех ее красотах нельзя назвать ни столичным, ни курортным регионом.
«Дача», предлагаемая к продаже на «Авито»И грянул гром
Во всем, что касается земельно-строительного налогообложения, в России царит такой хаос, что с этим часто не могут разобраться даже профессионалы, сетует юрист Союза садоводов Татьяна Глазкова.
В наихудшей ситуации оказываются те владельцы участков, которые возвели постройки на землях, не предназначенных под строительство, — в тех же садоводческих товариществах.
Не позавидуешь и тем, кто когда-то построил у себя на участке летний домик (который облагается льготным налогом), а через десяток-другой лет они сами или уже их дети выстроили рядом капитальный дом, не ставя в известность БТИ, — по сути, возвели тот самый самострой.
Сейчас, когда скрыть такое строение станет невозможным, хозяева участков начинают чесать затылки — а хватит ли у них ресурсов, чтобы платить налог на этот дом? С помощью дронов власти выявили астрономическое число таких строений — 200 тысяч в одном лишь Подмосковье. Многие из этих людей и бросились давать объявления на «Авито».
В суды валом идут иски от собственников, которые ранее зарегистрировали свои летние домики как капитальные жилые дома, не думая о том, что когда-то на эту категорию построек будет введено повышенное налогообложение. До последнего времени вообще дачное строительство велось в условиях полной анархии: люди сперва строили дома как им взбредет в голову, а затем уже регистрировали их по факту. Органы власти никак не могли контролировать, насколько безопасны такие постройки, — говорит юрист.Власти спохватились еще в 2016 году, когда стали требовать сперва предоставить документацию, лишь после согласования которой можно начать рыть котлован. Разрешение же стоит немалых денег, и многие собственники предпочитали ждать, пока гром не грянет.