Нынешнее население Амурской области — потомки сосланных, безземельных крестьян, приехавших в поисках лучшей доли и алчных военных, отправившихся служить на Дальний Восток за длинным рублем (в советское время коэффициент был очень высок).
Именно на закат Союза пришелся пик здешнего расцвета, а область стала миллионником. С тех пор количество населения неуклоннно уменьшается.
Сегодня здесь живет чуть более 800 тысяч человек, четверть из которых составляют жители Благовещенска. Ежегодно город в поисках лучшей жизни покидает порядка 5 тысяч человек.
Речь, конечно, идет о среднем классе, который может позволить себе переезд. Люди стремятся уехать в «миллионники», за Урал, в Питер, Москву. Эта тенденция особенно явно прослеживалась в 2012—2013 годах, потом пару лет был спад, с 2015 года отток снова усилился. Неудивительно, ведь средняя зарплата в городе, даже с учетом дальневосточного коэффициента — 25 тысяч рублей. Коренное же население все больше замещается мигрантами из Средней Азии.
Из-за своего приграничного расположения столица Амурской области всегда жила торговлей с Китаем. Но обрушение рубля полтора года назад, в том числе и к юаню, ударило как по грузоперевозкам, которые уменьшились вдвое, так и по более мелким объемам, за которыми люди ездили в Поднебесную.
Радоваться приходится разве что таможенникам и пограничникам, у которых, соответственно, работы поубавилось. Зато увеличилась выгода для соседей. Главные застройщики города — две фирмы, принадлежащие одной китаянке.
Когда стоишь на набережной Амура, ощущение, что он разделяет два временных пространства. Благовещенск, застывший в 90-х, и китайский миллионник Хэйхе, где еще 25 лет назад люди жили в землянках, а сейчас высятся телебашни и небоскребы. Китай зарабатывает на соседстве отменно — с российской стороны вывозится сырье, перерабатывается и в виде товаров ввозится обратно, только уже втридорога.
Так поступают с лесом, который возвращается в виде материалов и мебели, а также с рыбой, которой в Амуре из-за варварских способов лова китайцами, почти не осталось. Рыбакам приходится ждать нереста лосося, но и он большей частью достается другому берегу.
Но главное занятие предприимчивых иностранцев — соевый бизнес. В регионе собирается половина всей сои страны. Значительная часть сельскохозяйственных угодий области находится в распоряжении китайцев, и большая их часть засеяна соей, которую они вывозят на родину, где она также проходит переработку и возвращается в Россию в виде порошкового белка и готовых продуктов. Китай — главный импортер сои в нашу страну, поставляющий около 60 процентов соевой еды.
Тянущийся газопровод «Сила Сибири», который пройдет через Благовещенск, также на руку китайцам. В регионе строится крупнейший в стране Амурский газоперерабатывающий завод, который будет из природного газа выделять метан, в котором заинтересован южный сосед. Нефтеперерабатывающий завод тоже строится, причем силами опять же китайцев. Если верить ожиданиям амурцев, то через 10 лет, в случае отсутствия качественных изменений в области, они будут работать на южного соседа.
Область участвует в запущенной правительством в надежде на спасение федерального округа программе «Дальневосточный гектар», однако ввиду вышеописанного разгула на сельхозугодьях китайцев нормальной земли мало — большинство предлагаемых заявителям участков, по словам местных жителей — болота и сопки.
Гордость региона — грандиозный проект космодрома «Восточный», на строительство которого похоронены поистине космические суммы. А рабочие, как и строители БАМа когда-то, живут в вагончиках, несмотря на температуру, которая опускается до минус 50 градусов. После того как произошел запуск ракеты и улетел президент, с ними улетела и зарплата — с тех пор многим ее не платили, и неизвестно, успеет ли ликвидируемый до осени этого года «Спецстрой» рассчитаться по долгам до своего исчезновения.
Обо всем этом невозможно узнать из СМИ — в регионе просто нет источников, которые бы публиковали неудобную администрации информацию. Впрочем, это неудивительно, ведь руководителем амурского медиахолдинга «Альфа» является бывший областной министр по туризму, а его сестра — пресс-секретарь бывшего губернатора.
Нынешнему главе региона всего 36 лет, он — бывший юрист одной из угольных компаний, поднявшийся до уровня топ-менеджмента. Злые языки утверждают, что он — ставленник своего предшественника, уехавшего возглавлять Сахалин, но не пожелавшего терять влияние в Приамурье. Но хочется верить, что молодость возьмет свое, и область действительно стряхнет депрессивное обличье. В противном случае Китай уже готов к обслуживанию.