Авто Экономика

Дефицит, «китайцы» и секонд-хенд: что ждет российский авторынок в ближайшем будущем?

0 4801

Жесткий дефицит машин, высокие цены и изменение модели потребления. Такую картину ближайшего будущего нарисовали эксперты в ходе организованного «Ридусом» круглого стола «Ситуация на автомобильном рынке. Останутся ли в России автомобили?».

Нехватка машин и рост цен наблюдались и в прошлом году. Сейчас же и без того непростая ситуация многократно усложнилась из-за санкций, и пока большинство производителей не понимают, как из нее выходить, пояснили участники встречи. К общемировой проблеме физической нехватки комплектующих, которая возникла из-за последствий пандемии, добавилась еще одна: как их оплачивать и поставлять на российский рынок в текущих условиях. По тем же причинам затруднен импорт готовых автомобилей даже для компаний, которые не заявляли о приостановке подобных процессов в связи с военной операцией на Украине.

Меньше и дороже

Уже есть оценки, согласно которым дефицит новых автомобилей в этом году, с учетом того, что российские автозаводы вошли в вынужденный простой, составит полмиллиона штук, рассказал координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. При этом минимальный спрос на машины в России в год — примерно 1,5 миллиона единиц.

«Цены при таких условиях, скорее всего, будут сильно повышаться, пропорционально физической недоступности автотранспорта», — предсказывает эксперт.

По его словам, этот дефицит вряд ли может быть восполнен в короткие сроки. И надежды на китайский автопром тоже сильно преувеличены. Безусловно, китайцы станут более активно осваивать российский рынок, но это процесс небыстрый. Любой новый автомобиль все равно нужно сертифицировать, адаптировать для российского рынка и так далее, напомнил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

«Очевидно, что мы будем находиться в ситуации жесткого дефицита. Смогут ли этим воспользоваться китайцы? Да. Но это тоже не происходит по щелчку тумблера. Все растянуто во времени. И главное, нужно понимать, что вакуум на рынке всегда заполняется по более высокой цене. Подарков нам ждать неоткуда и бессмысленно. Дешевле не будет однозначно», — предупредил он.

Рассчитывать на улучшение ситуации в ближайшее время точно не стоит, подчеркнул эксперт. По его словам, если гипотетически в апреле наладится политическая обстановка и санкции начнут постепенно откатываться, проблемы с комплектующими все равно никуда не уйдут, и соотношение спроса и предложения на российском авторынке начнет как-то стабилизироваться только в начале или даже в середине 2023 года. Если же до осени все останется как сейчас, рынок и весь 2023 год проживет в ситуации дефицита.

Если негативная тенденция не будет сломлена, постепенно машина снова станет роскошью, доступной немногим, добавил Петр Шкуматов. Уже через пять лет автомобиль в России останется лишь у каждого второго из нынешних владельцев, прогнозирует он. Несколько лет уйдет на то, чтобы выработался ресурс имеющихся автомобилей. Смягчить ситуацию, по словам эксперта, может отмена пошлин на ввоз автомобилей из-за рубежа для физических лиц.

Ложка меда

Часть дефицита будет компенсирована снижением спроса, считает генеральный директор «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко. Значительную долю новых автомобилей граждане приобретали в кредит, а после резкого повышения ключевой ставки ЦБ РФ заемные средства для населения становятся гораздо менее доступными, отмечает он. Плюс в текущих условиях люди всерьез задумаются о том, насколько им реально нужна машина (особенно с учетом тех сложностей в обслуживании, с которыми сейчас могут столкнуться владельцы автомобилей), и направят деньги на какие-то более важные цели.

Возможно также появление новых логистических цепочек через третьи страны, такие как Казахстан и Армения, допускает вице-президент Союза автоэкспертов и оценщиков сооснователь компании AutoExpert Михаил Осетров. Очевидно, что объемы таких поставок будут невелики, но вовсе без новых машин россияне не останутся, обнадежил он.

Бизнес по сути своей очень гибок, и российские производители сейчас активно будут искать новые возможности для поставок деталей, которые получали до санкций, добавляет уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова.

Доминирующим фактором в текущей ситуации является политика. Среди брендов, занимавших существенную долю на российском авторынке, пока никто не заявил, что уходит по идеологическим соображениям, все приостанавливают деятельность под политическим давлением, напоминает Максим Шишко. Даже китайские бренды подвергаются давлению со стороны правительства США под угрозой лишения доступа на североамериканский рынок. И со временем бизнес, безусловно, найдет то или иное решение, соглашается эксперт.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.© соцсети

По его словам, объемы продаж автомобилей в Европе сейчас падают, а бизнес-модель производителей заточена на постоянный рост, поэтому даже сравнительно небольшой российский рынок для них важен. Но, как ожидается, в мире в целом в этом году будет произведено на десять миллионов машин меньше, чем есть потенциальный спрос, парирует Петр Шкуматов.

«То есть на них уже есть покупатели, и не у нас. Поэтому импорт в Россию им не очень интересен. Если же говорить про уже сделанные инвестиции в сборочное производство, то какие-то попытки вернуться на рынок будут», — резюмирует он.

Пробег входит в моду

При остром дефиците новых машин спрос закономерно сместится в сторону вторичного рынка, который может стать ключевым не только для частников, но и для профессиональных игроков. В течение трех-четырех месяцев должны определиться перспективы поставок новых авто. Если станет понятно, что их не будет, дилеры переориентируются на работу с подержанными машинами, прогнозирует Михаил Осетров.

«Соответственно, рынок станет уже, вилка цен увеличится. Машины с маленьким пробегом будут стоить дороже, машины с большим пробегом, которые проблема обслужить и отремонтировать, станут дешевле. Будут драки за свежие хорошие машины с маленьким пробегом, без ДТП и так далее», — уточняет он.

Покупатель сместится вниз по цене, добавляет технический директор Fresh Auto Максим Рязанов. Тот, кто хотел автомобиль определенного качества, обратит взор на модели попроще, тот, кто планировал купить новую машину, станет рассматривать автомобили, которые уже побывали год-два в эксплуатации. А кто-то и вовсе пересядет на общественный транспорт.

Эксперт также допускает, что многие владельцы дорогих автомобилей, цена которых выросла в разы (условно, с одного до трех миллионов), захотят их продать, чтобы, например, погасить ипотеку или потратить вырученные деньги на другие насущные нужды. В то же время он отмечает, что сейчас собственники машин тоже застыли в режиме ожидания: их активность на сайтах по размещению объявлений упала на 10-15%, то есть люди стали более сдержанно продавать имеющиеся автомобили.

 Генеральный директор АВТОDOM Подписка Максим Шишко Генеральный директор «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко.© Александр Родионов / Ridus.ru

В текущих экономических условиях возможен кризис неплатежей по арендным и кредитным авто, предполагает Максим Шишко. Если упростить процедуру изъятия этих машин у должников и выпуска в оборот, это поможет снизить накал страстей на вторичном рынке на какое-то время. Но скоро и его накроет дефицит, если проблему достаточного предложения новых машин решить так и не удастся, предупреждают эксперты.

На этом фоне будет меняться модель потребления автомобилей в России, прогнозируют участники круглого стола. Будет происходить замещение не только в брендах и категориях автомобилей. Люди начнут искать более эффективные с точки зрения финансов способы доступа к транспортным средствам — каршеринг, подписки, совместное использование одного автомобиля соседями, родственниками, друзьями. Возможно, появятся какие-то новые сервисные продукты, предполагает Максим Шишко.

«Очевидно, что никаких предпосылок к росту доходов у нас сейчас нет. Поэтому этот сегмент будет либо резко сокращаться, либо очень быстро трансформироваться», — заключает он.