Политика

Дело по "Дождю" отложили: репортаж из зала суда

15 437
«Все каналы российские на Украине перекрыли, а «Дождь» канает, моросит эта слякоть», - негодует в ожидании суда Николай Чеботарев, исполнительный директор Союза пенсионеров России.

Из далекого Петербурга в Замоскворецкий районный суд он приехал в компании нескольких ветеранов. Они здесь, чтобы поддержать истца Бориса Ивченко.

Общее мнение собравшихся бабушек и дедушек можно выразить следующими словами: этот опрос – кощунство. Оскорбление чувств не только блокадников, но и патриотической молодежи. «Pussy Riot» отделали – и этих тоже надо. Прямая аналогия.

В тесном зале суда в основном ветераны. Уважаемый суд в лице судьи Лобовой, несколько журналистов и триколор возле окна. Главные действующие лица - полярные во всем женщины-адвокаты: от позиций подзащитных до своего телосложения, одежды и ювелирных украшений.

1 © Ridus.ru

С первых секунд заседания в маленьком зале суда громко заурчали животы пенсионеров: слушания ждали четыре часа, и многие журналисты уехали. Адвокаты уже заканчивали первый обмен любезностями, когда неожиданно для судьи в разговор вступил ветеран-истец: «Как профессор, я хочу задать суду вопрос…» Лобова мотает головой, шепот в зале объясняет, что «суду вопросы не задают». Когда Борис Павлович начинает свою биографию, «суд» закатывает глаза: ясно, это - надолго.

- Я родился в 1941 году 23 июля. <…> Сдать Ленинград было бы оскорблением чести и достоинства не только ленинградцев, но и всех людей, защищавших страну. Потому что страна боролась за свою честь, чтобы не жить на коленях, а умереть или выстоять стоя - с открытым забралом… - Руки ветерана слегка трясутся: и от гнева, и от волнения, и вследствие возраста. Борис Павлович начинает рассказывать, как его знакомые два года ели замёрзшую кошку, как один мальчик восьми лет отбивал себе пальцы, пока учился с одного удара забивать гвозди… Заседание начинает походить на урок мужества.

Адвокат Бориса Павловича встает и предлагает ему подробнее остановиться на чувствах, когда он узнал о телеопросе:


2 Адвокат Бориса Ивченко Ольга Власова. © Ridus.ru - Что вы ощущали? - Унижение. Вы говорили, «честь» и «достоинство» - индивидуальные качества. Я напомню строки из «Евгения Онегина»: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Так вот неправильная формулировка, потому что честь и достоинство – это не индивидуальные категории, а социальные. Дядя Пушкин не совсем прав. – Так Борис Павлович объясняет суду общественную значимость своего иска и то, что он борец за честь всех ветеранов страны.

Присутствующие сидят в пальто, в зале становится душно. Трагические истории заставили журналистов задуматься, судью записывать, а охранника заснуть.

Истец требует:

  • - признать факт нарушения ООО телеканалом «Дождь» личных неимущественных прав проведением этого опроса;
  • - обязать телеканал «Дождь» в течение 10 дней после решения суда за свой счет опубликовать решение в сети Интернет по указанному адресу;
  • - взыскать с телеканала компенсацию морального вреда в сумме 50 млн рублей.

У стороны защиты телеканала совсем иное видение ситуации. По мнению адвокатов "Дождя", требования истца являются "незаконными, необоснованными и не подлежат удовлетворению".

Сторона ответчика перечислила составляющие несостоятельности иска ветерана:

  • - В соответствии со статьей 151 гражданского кодекса РФ <…> для возложения обязанности компенсации морального вреда необходимо установить факты, подтверждающие основания требований истца. В заявлении истцом не предоставлены доказательства того, что действия ответчика посягали на нематериальные блага, принадлежащие истцу.
  • - Истец вспоминает, что проживал в блокадном Ленинграде. Почетными жителями блокадного Ленинграда являются люди, прожившие там более четырех месяцев. То есть это дети, которые не получили медаль «За оборону Ленинграда». Тем не менее истец не относится к людям, имеющим такой памятный знак.
  • - Истец говорит о том, что формулировка посягает на честь и достоинство любого из защитников блокадного Ленинграда, предположительно, причисляя себя к ним, поскольку иск подается от его имени. Но он родился в 1941 году.
- Скажите, а если человек в Москве проживает, его это не оскорбляет, как вы считаете? – прерывает выступление адвокат Ольга Власова.

Суд велит продолжать.

- С Вашего позволения. К тому же непонятно, на каких законных основаниях истец экстраполирует и пытается говорить о том, что представляет интересы некой группы лиц.

Чем больше говорит адвокат «Дождя», тем мрачнее становятся лица ветеранов. Истец Борис Павлович проглатывает какую-то таблетку, потирает глаза и перебирает пальцами.


3 Истец Борис Ивченко. © Ridus.ru

Ольга Власова просит перенести заседание. Какое-то время женщины-адвокаты спорят, что считать унижением:

- Если человек говорит, что его унизили, значит, так и есть. Кто лучше него это знает? - То есть вы считаете, что доказательства не нужны?..

Полуторачасовое заседание утомило судью и адвокатов. На этом слушание дела завершилось как по щелчку. На следующую встречу с ветераном в суде «Дождь» пойдет 28 мая.

4 © Ridus.ru