Вне контекста

День "К"

5 261

21 апреля «Наблюдатели Петербурга» высадили свой десант в посёлке городского типа Кузьмолово для того, чтобы наблюдать за выборами муниципальных депутатов по МО «Кузьмолово», которые состоялись 22 апреля.
Около 12 часов дня первая часть активистов приехала в посёлок для того, чтобы разбить палаточный лагерь. Место, стоит отметить, нашли замечательное – кузьмоловское кладбище, но это никого не напугало!
Буквально через каких-то 15 минут после того, как пошёл организационный процесс, к месту сбора подъехал первый полицейский с человеком в штатском. Он поинтересовался, чем планирует заниматься такое количество людей, не планирует ли люди устраивать митинг, на что получил ответ, цитирую: «Мы приехали на пикник!».
В целом, ничего противозаконного не делал никто: «наблюдатели» устанавливали палатки и готовили обед для тех, кто отправился на субботник в посёлок или поехал в ТИК, который расположен во Всеволожске; полицейский кому-то звонил.
Спустя полчаса к лагерю подъехал первый микроавтобус полиции (разумеется, заполненный полицейскими). Это всех насторожило, но полицейские попросили людей не находиться на проезжей части рядом с лагерем и перепарковать автомобили так, чтобы можно было свободно их объезжать. Эти просьбы тут же были выполнены.
В это время уже люди отмечались у организаторов мероприятия о прибытии; получали указания, что им нужно делать.
Спустя полчаса подъехало ещё 2 микроавтобуса полиции и около 10 легковых автомобилей, в каждом из которых было по 5 полицейских.
Приблизительно в 13 часов по московскому времени люди начали разъезжаться по УИКам и в ТИК (для отметок или регистрации). Если в УИКах просто возникали небольшие проблемы с отказом в регистрации, то ТИК работал до 14-00, а на трассах были жуткие пробки. Дорога от Кузьмолово заняла около 2 часов. Не смотря на это, удалось зарегистрировать несколько человек в ТИКе.
Около 17 часов все начали собираться у лагеря. По информации от тех, кто оставался в лагере, пока большинство людей отсутствовало, приезжал автозак, внутри которого находился ОМОН.
Действия полиции в этот день были вообще необъяснимыми: они приезжали-уезжали, не представлялись, ничего не делали, почти ни о чём не просили, просто рассредоточились вокруг лагеря и в районе 18 часов сообщили нам, что они нас охраняют и что никаких команд о задержании у них не было. Так же, один майор в приватном разговоре (удалось-таки разговорить), который отказался представляться (как и все остальные), сообщил, что ожидались провокации и что они находятся рядом с лагерем, чтобы их предотвратить. В итоге, можно сказать, что полиция в этот день заняла нейтралитет и ничего противоправного не совершила, за что «Наблюдатели Петербурга» выражают ей благодарность.
Почти сразу после разговора с полицейским начались запланированные семинары: люди получали указания о том, что делать во время выборов, как себя вести, к кому обращаться, в случае конфликта. Так же, Александра Крыленкова рассказала о том, какие проекты есть в «Наблюдателях Петербурга», помимо наблюдения за выборами.
После длинного и тяжёлого для многих дня, настал долгожданный ужин: шашлыки и «печеньки». Нельзя не отметить, что алкоголя в этот день в лагере не было, что случается достаточно редко на мероприятиях подобного рода.
После ужина Михаил Воронков, член общества «Синие Ведёрки», специально приглашённый из Москвы, устроил внеплановую лекцию по гражданской активности. Так как некоторые люди разъехались на ночь по домам, слушателей было не так много, как днём, но те, кто остались – слушали его с удовольствием.
Около полуночи закончились все мероприятия и люди начали расходиться по палаткам или в квартиру, которую любезно предоставили местные жители для ночлега, за что им отдельная благодарность от «Наблюдателей Петербурга».
Пробуждение было назначено на 6 часов утра, сбор у участков с 6:30 до 7:00.
Когда к 7:30 подошли все наблюдатели (а среди них были как местные жители, так и наблюдатели от кандидатов, их доверенные лица), у председателей комиссий чуть не случилась истерика: на каждом из 5 участков было не меньше 20 наблюдателей или доверенных лиц кандидатов.
Сначала долго разбирались, кто-где будет находиться, как сделать так, чтобы наблюдатели не мешали избирателям проходить на сам участок, потом наблюдатели самоорганизовались: кто-то остался на улице, кто-то находился перед входом в помещения для голосования, кто-то рассредоточился на прилегающей к участку территории, чтобы следить за тем, чтобы не было провокаций неподалёку и, если бы они случались, пресекать их в зародыше.
В 7:30 утра около всех участков появились люди в зелёных жилетах, на которых было написано, что они проводят соц.опрос. Разумеется, никакого соц.опроса они не проводили. Как только началось голосование, эти люди собирали у выходящих с участков людей небольшие бумажки – удостоверения агитатора, после чего отмечали их у себя и сообщали избирателям, где они могут получить свою тысячу рублей за отданный голос за кандидата. Нельзя не сказать о том, что предварительно всем заплатили по 500 рублей.
Полиция не могла ничего сделать – ничего противозаконного не делалось. Суды, которые прошли ещё до выборов, были выиграны агитаторами, и было доказано, что всё делается по закону. Об этом даже писать не стоит, «Не нравятся наши выборы – подавайте в наши суды».
Однако, около 11 утра приехали люди из города: высокопоставленные сотрудники полиции, депутат государственной думы (без имён, извините, никакого пиара).
Общение со многими наблюдателями в течении дня выборов показало, что следить за этими выборами намного сложнее, чем за президентскими, где нарушений и фальсификаций было значительно больше. Причина проста, как заявила Александра Крыленкова: «Чем дальше от города, тем люди менее подкованы в выборном процессе».
В целом, днём, за исключением того, что было поймано несколько человек, которые раздавали деньги (не у участков); около каждого участка дежурили «Зелёные жилетки» до 17 часов; люди просили деньги прямо на участках (не зная о том, что их выдают за их пределами) – ничего не происходило. Реальных доказательств подкупа населения не было обнаружено. Это совсем не значит, что этого самого подкупа не было.
Александра Крыленкова заявила на пресс-конференции, состоявшейся в «Зелёной лампе» 24 апреля, что все выявленные нарушения будут переданы в соответствующие инстанции, что «Наблюдатели Петербурга» будут добиваться признания договора на агитацию недействительным.
Самое интересное началось после окончания голосования. Процесс подсчёта голосов производился в соответствии с законом, однако тянулся слишком долго. Председатели и секретари словно издевались над присутствующими в отместку за то, что наблюдатели, якобы, мешали работать целый день.
Заранее обсуждалось то, что кандидатов много, каждый имеет право выставить по наблюдателю на участок, а так же доверенные лица и представители СМИ имели право присутствовать в УИКах.
На некоторых участках председатели комиссии во время или после подсчёта голосов постоянно пытались отправить кого-то из членов комиссии за пределы УИКа и потом вернуть назад. Но полиция в этот день сделала всё правильно: никто из тех, кто выходил за пределы участка, не возвращался на его территорию. За это полиции отдельная благодарность от «Наблюдателей Петербурга».
Например: на УИК-186 подсчёт бюллетеней начался около полуночи (до этого времени комиссия долго гасила неиспользованные бюллетени и несколько раз закрывалась в комнате для совещаний; причина – все знали, что бюллетени не сойдутся с протоколами). В итоге, получилось расхождение на 4 бюллетеня. Даже местные жители приехали узнать, что случилось на этом участке, почему всё так затягивается. За это им отдельная благодарность от «Наблюдателей Петербурга».
На УИК-184 председатель попытался скрыться в автомобиле Порш Кайен (государственный номер Р222НУ 47регион) с полностью затонированными стёклами, который принадлежит Сидоренко В.В., однако этот автомобиль был блокирован, что не помешало Владимиру Викторовичу совершить попытку наезда (в прямом смысле слова) на граждан: он чуть не сбил женщину с ребёнком.
Так же, были выявлены нарушения в ТИКе: сам ТИК расположен в администрации Всеволожского района, а комната председателя – сбоку с отдельным входом. Время от времени комиссия ТИКа удалялась на совещания, куда не допускались наблюдатели ТИК. Так же, председатели УИКов заходили через главные вход, куда не пускали наблюдателей и доверенных лиц депутатов.
Однако, подтасовки результатов замечено не было. Но многие председатели неохотно заполняли увеличенные копии итоговых протоколов в ТИКе.

Александра Крыленкова заявила на итоговой пресс-конференции, которая состоялась 24 апреля в «Зелёной лампе», что по всем нарушениям «Наблюдатели Петербурга» будут работать, ни одно из зафиксированных официальных и неофициальных нарушений не останется без внимания.
Так же, Александра просила немного времени, чтобы поспать.

С итогами выборов можно ознакомиться по ссылке: http://www.kuzmolovo.ru/index.php?nav=v127