Экономика

Деньги будут: где взять средства на выполнение «майских указов» Путина

11 2756

В нижней палате парламента все чаще звучат призывы к рационализации привлечения финансов для выполнения майского «суперуказа» президента России Владимира Путина. При этом парламентарии отмечают, что в регионах попросту нет денег на выполнение этих указов.

«Правительство, которое сегодня говорит, что оно будет выполнять указ, тоже прекрасно знает, что тех недостающих восьми триллионов нет», — говорят в кулуарах Госдумы. Привлечение таких средств потребует существенного видоизменения текущего налогового законодательства, убеждены парламентарии.

Циклическая экономика

Любая работа по повышению эффективности системы начинается с минимизации потерь.

Первое правило Уоррена Баффета гласит: «Никогда не теряй денег». Правило № 2: «Никогда не забывай правило № 1». Основной источник потерь в любой экономике — отходы производства и потребления. Миллиарды долларов отправляются гнить на полигоны, формируя горы из ценных материальных ресурсов, которые могут многократно оборачиваться в экономике.

Именно эта концепция экономики замкнутого цикла стала основным трендом в стратегии развития и повышения эффективности экономики Евросоюза, и именно о ней говорил президент Владимир Путин в поручениях правительству в ноябре прошлого года.

Новая концепция позволяет значительно увеличить эффективность экономики за счет сокращения потерь материальных ресурсов. Неконтролируемое захоронение ценных ресурсов приводит к колоссальным убыткам для экономики, экологии и социума — всех составляющих концепции устойчивого развития.

Прекрасная идея, осталось дело за малым — обеспечить ее выполнение на уровне бизнеса и населения.

Существует ошибочное мнение о том, что у населения ЕС или Японии уже на генетическом уровне заложены принципы обращения с бытовыми отходами и, таким образом, не стоит даже пытаться внедрять их у россиян.

Однако история говорит об обратном: страны Евросоюза всего лишь пришли к мусорной катастрофе раньше, но смогли найти выход из скопившихся проблем. Большую роль в их решении в Европе сыграла концепция бихевиоризма, активно применяющаяся сейчас в госуправлении ведущих экономик мира, и сводится она к «подталкиванию» бизнеса и населения к поведению, способствующему сокращению потерь в экономике.

Создатель теории «подталкивания» (англ. — nudge) американский экономист Ричард Талер стал лауреатом Нобелевской премии по экономике 2017 года за вклад в область поведенческой экономики. Одним из широко известных нам методов подталкивания являются штрафы, и размер их у европейских коллег достигает тысяч евро. Но штрафами все не ограничивается.

Другим инструментом, отчасти известным со времен СССР и применяемым сейчас в Европе, является залоговая цена: при покупке готового товара в упаковке в потребительский чек раздельно включаются позиции товара и его упаковки (пример: товар — 4 евро 90 центов; упаковка — 10 центов).

При реализации отходов в качестве вторичного сырья потребителю возвращается сумма его залоговой цены без обложения налогами.

Россия же из-за активного противодействия внедрению инструментов стимулирования продолжает терять деньги с катастрофической интенсивностью: на сегодняшний день около 60 миллиардов одной только макулатуры исчезает на полигонах, а общие потери вторичных материальных ресурсов стремятся к 1% от ВВП страны — это около 800 миллиардов рублей ежегодно. И ответственность за это пока так никто и не понес.

Не существует более очевидного шага для роста эффективности, чем вернуть эти деньги обратно в экономику, создав полноценную отрасль переработки, убежден Анатолий Сафронов, председатель наблюдательного совета ассоциации «Лига переработчиков макулатуры», объединившей представителей отрасли сбора и переработки бумажного вторсырья.

Наглядным примером одного из принципов циклической экономики — повторного использования — является американская компания SpaceX: ее основатель Илон Маск, добившись многократного использования первой ступени своих ракет стоимостью шесть миллионов долларов, в разы сократил стоимость вывода килограмма груза на орбиту.

Теперь известный инноватор намерен достичь 100%-го повторного использования компонентов ракет. Российские же ракеты в этом случае станут абсолютно неконкурентоспособными, так как мы продолжим «выбрасывать» их после каждого использования.

Только создавая больше стоимости с меньшими затратами, экономика России может быть конкурентоспособной в современном мире. Доставить использованный товар или его упаковку на перерабатывающий завод гораздо проще, чем ракету из космоса, и справиться с этой задачей нам вполне по силам.

Принятый Европейской комиссией еще в декабре 2015 года план действий Евросоюза по внедрению цикличной экономики предусматривает достижение к 2030 году показателя переработки минимум 65% коммунальных отходов и 75% отходов упаковки при максимальном уровне захоронения в 10%.

Стоит отметить, что в странах-лидерах данные показатели уже достигнуты, в частности в Германии. Данный план призван способствовать развитию устойчивых моделей потребления и производства, в соответствии с обязательствами Евросоюза в рамках повестки ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Россия приняла на себя точно такие же обязательства, подписав вместе с главами других 192 стран — членов ООН программный документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», содержащий 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач, одной из которых является ответственное производство и потребление.

Однако действий для выполнения взятых обязательств предпринято пока явно недостаточно.

Избыточное налоговое бремя

При всей очевидности принятия мер по стимулированию развития циклической экономики, а также при наличии поручения президента внести в законодательство изменения, направленные на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления, предусматривающие участие малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке и переработке отходов, уже больше двух лет в Госдуме на рассмотрении находится законопроект об отмене НДФЛ на продажу макулатуры физлицами.

Данная мера в случае принятия позволит возродить существовавшую в советское время систему сбора макулатуры у населения, о необходимости возврата которой заявил недавно новый министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин.

Становление новой системы расширенной ответственности производителя также невозможно без устранения этого барьера во взаимодействии населения и бизнеса с использованием современных систем изъятия вторичных ресурсов, в частности автоматов по приему тары.

Опыт стран — лидеров циклической экономики демонстрирует необходимость отмены налога и на прочие виды отходов, что позволит развивать крупные сети приемных пунктов и фандоматов.

Абсурдность обложения налогом на прибыль вторичных отходов вполне очевидна: сдавая на переработку уже использованную упаковку или прочитанную газету, человек однозначно теряет деньги в данной сделке. Покупая газету за 30 рублей как продукт, а продавая ее за 40 копеек как вторичное сырье, конечным итогом сделки станет убыток в 29,6 рубля.

В первом чтении законопроект был поддержан единогласно 408 депутатами нижней палаты парламента.

Предлагаемые изменения способны обеспечить кратный рост отрасли вторичной переработки, а значит, у депутата есть отличная возможность показать приверженность курсу, обозначенному им в своей речи, и ко второму чтению законопроекта мы увидим этому подтверждение.

В «Лиге переработчиков макулатуры» подтвердили, что представители Госдумы намерены поддержать законопроект ко второму чтению без изменения его фабулы.

«В этом случае предложенная мера сможет послужить рабочим инструментом для изменения отношения населения к отходам и формированию крупных потоков вторичного сырья для переработки из коммунального сектора, а также реализации внедренного в России запрета на захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, подлежащие утилизации», — отметил председатель наблюдательного совета ассоциации Анатолий Сафронов, являющийся также первым заместителем генерального директора SGT Group — крупнейшей вертикально интегрированной структуры в области переработки макулатуры в России.

На скорейшем принятии законопроекта по отмене НДФЛ от реализации макулатуры еще несколько месяцев назад настаивал председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин: спикер Госдумы рекомендовал думскому комитету по бюджету и налогам рассмотреть документ и внести его на рассмотрение парламентариев еще в феврале текущего года. В итоге законопроект прошел второе чтение в том виде, в котором он рассматривался в первом чтении. Это значит, что законотворцы подтвердили свою приверженность курсу на повышение эффективности отечественной экономики.

Снижение самой «меры беспорядка», о которой говорят противники предложенной меры Госдуме, привело по какой-то причине к ее увеличению в Минфине, выступавшем инициатором поправок к законопроекту об отмене НДФЛ на доход от сдачи макулатуры, которые могли бы попросту перечеркнуть все положительные изменения, задуманные его авторами, среди которых — Александр Фокин, Валентина Терешкова и Николай Валуев.

Поправки предусматривали финансовое ограничение на необлагаемый налогом доход, получаемый физическими лицами, признаваемыми налоговыми агентами, в размере 4000 рублей за налоговый период в 12 месяцев.

Данная норма схожа с положениями, касающимися выигрыша в казино, что звучит оскорбительно. Россияне не играют в рулетку, а берут на себя дополнительную нагрузку, занимаясь общественно полезным делом, приводя в порядок окружающую нас среду, спасая российский лес — и получая за это совсем незначительную компенсацию.

Около 50 миллионов деревьев может быть сохранено ежегодно в случае построения эффективного взаимодействия населения и переработчиков в сборе макулатуры. При этом создание и поддержание огромной базы данных, содержащей сведения обо всех сделках сдачи макулатуры физическими лицами, не только практически невыполнимо, но и создает лишь дополнительные барьеры для предпринимателей, желающих выйти на рынок сбора макулатуры.

Предприятия малого бизнеса не смогут отслеживать выплаты каждому физическому лицу. Видя отношение фискальных органов к данному сегменту рынка, предприниматели не станут рисковать, инвестируя в данную сферу экономики.

Очевидно, обязанность по учету сданной за год макулатуры и полученных за нее средств могут возложить на физическое лицо, а это лишь усложнило бы текущую ситуацию для граждан, которым нужно считать, сколько бутылок или книг они сдали.

Кроме того, уже существующие правовые нормы обозначили, что для полученных в результате продажи сумм в размере до 250 тысяч рублей физические лица могут использовать налоговый вычет без какого-либо документального подтверждения расходов на приобретение реализованного имущества.

В случае же с макулатурой и потенциально прочими вторичными материальными ресурсами на бизнес и граждан возлагается дополнительная нагрузка по мониторингу каждого сданного килограмма макулатуры или пластиковой бутылки каждым физическим лицом, что лишено всякого смысла.

Учитывая, что у многих россиян, в том числе у парламентариев, как выяснилось в ходе первого чтения, скопились большие запасы различных вторичных ресурсов, у переработчиков мало шансов на то, что все эти накопленные годами залежи попадут на переработку, а не на свалки, где они будут разлагаться и выделять ядовитые газы, отравляя атмосферу, загрязняя почву и воду.

Государство должно финансово поощрять граждан сдавать максимум вторичных ресурсов, увеличивая их покупательскую способность и разгоняя экономику, вместо ввода дополнительных ограничений и барьеров.

Цели и средства

Присутствовавший на традиционном деловом завтраке Сбербанка России в рамках XXI Петербургского международного форума первый вице-премьер правительства Антон Силуанов заявил о необходимости правильной мотивации:

Это можно реализовать через новый проектный подход, как хотите назовите. Сегодня, к сожалению, такой мотивации недостаточно. Нужно устанавливать каждому из ведомств конкретные параметры и жестко спрашивать. Мне кажется, этого нам не хватает. Это должно лечь в основу следующей реформы госуправления.

Административная реформа в этом направлении в России началась еще в 2016 году, когда в правительстве был создан Федеральный проектный офис, Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Центр проектного менеджмента при РАНХиГС.

Новый подход полностью меняет существующую систему управления. При успешном внедрении данного инструмента новым правительством за достижение конкретных целевых показателей в строго обозначенные сроки должны будут отвечать руководители проектов.

© ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Илья Выдревич

Одним из таких проектов как раз мог бы стать план удвоения отрасли сбора и переработки макулатуры в течение ближайших пяти лет, разработанный национальным стратегическим консультантом «Стратеджи Партнерс Групп» совместно с отраслевым аналитическим агентством «Центр системных решений».

Отмена НДФЛ на псевдодоходы от макулатуры является лишь первым шагом в этом плане. Необходимо также применить на постоянной основе перенос НДС с участка заготовки макулатуры на участок переработки.

Кроме того, отрасль нуждается в полноценном внедрении системы расширенной ответственности производителя за счет увеличения нормативов утилизации отходов от использования товаров до 100%. Все эти вопросы напрямую входят в компетенцию финансового блока правительства и нижней палаты парламента.

Перенос обязательств по уплате НДС с заготовителей на переработчиков макулатуры действует в России с октября 2016 года — однако в качестве временной меры лишь до конца 2018 года. Автором соответствующей поправки также выступил Александр Фокин. В минувшем году Федеральная налоговая служба отчиталась более чем о двукратном росте объема уплаты НДС: инициатива господина Фокина принесла в бюджет страны дополнительные семь миллиардов рублей.

Этот пример является на сегодня наиболее успешным кейсом налогового регулирования, который привел к позитивным изменениям как для государства, так и для отрасли. Кроме того, перенос НДС с участка заготовки макулатуры на участок переработки помог избавиться от недобросовестных участников и криминализированных экспортеров макулатуры, использовавших «серые» схемы возмещения НДС из бюджета России.

По словам генерального директора «Центра системных решений» и члена наблюдательного совета «Лиги переработчиков макулатуры» Дениса Кондратьева, при разработке документов стратегического планирования и комплексных планов действий на период до 2030 года как по лесопромышленному комплексу, так и по промышленности обращения с отходами вскрылось множество факторов неэффективной работы отрасли, сдерживающих ее развитие.

Именно эта работа привела к созданию плана по удвоению отрасли переработки макулатуры в течение пяти лет, для выполнения которого внедряемый проектный подход будет очень эффективен.

Разработанный план удвоения отрасли сбора и переработки макулатуры был направлен в администрацию президента России, а также в профильные министерства, включая Минфин РФ, депутатам нижней палаты парламента — всем ответственным за конечный результат в виде достижения уровня лучших мировых стандартов по показателям утилизации твердых коммунальных отходов.

Тем не менее последние инициативы Минфина показывают, что изучению плана развития отрасли переработки макулатуры было уделено недостаточно внимания, а именно от действий ведомства Антона Силуанова в большой степени зависит прохождение предложенных инициатив.

Реализация проектного подхода требует тесного взаимодействия всех ответственных лиц с четкой мотивацией для каждого с целью недопущения ситуаций, когда отдельные должностные лица не несут ответственности за достижение целевых показателей со стороны не только исполнительной, но и законодательной власти. Представителям различных ветвей власти необходимо научиться работать вместе и с высокой эффективностью.

Существенный разгон одной из отраслей способствует увеличению оборотов в сопутствующих отраслях — поставщиках электроэнергии, газа, оборудования, а также росту занятости в экономике в целом. По сути, сейчас для России не существует другого пути для вливаний восьми триллионов рублей, кроме как заработать их, производя больше товаров и услуг с меньшими затратами.

Производство продукции из макулатуры за последние 17 лет выросло в десять раз, составив в 2017 году 3,3 миллиона тонн продукции.

Поддержка растущей отрасли, которая к тому же способствует решению самой актуальной на сегодня экологической проблемы, должна стать приоритетом для государства. Напомним, по данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, 21% россиян считают проблемы обращения с отходами главной экологической угрозой в стране.

© Сергей Бобылев/ТАСС

Отрасль переработки макулатуры готова быть «дойной коровой», в соответствии с классификацией Бостонской консалтинговой группы: отрасль не требует инвестиций со стороны государства, но ей необходимо что-то «есть», а значит, необходимы меры законодательного стимулирования сдачи макулатуры — сырья, без которого невозможно получить удвоения «надоев молока».

А «съесть» отрасль уже сейчас готова те самые пять миллионов тонн макулатуры, которые гниют на полигонах, стоимостью в один миллиард долларов. И если наша «корова» «съест» этот миллиард долларов, она гарантированно удвоится, дав в два раза больше налогов, а это около 45 миллиардов рублей, а также десятки тысяч новых рабочих мест. И это без учета того экологического вклада, который принесет кратный рост вторичной переработки бумаги.

Открыть выходы к лугам с сочной травой для нашей «коровы» способны сейчас Минфин и комитет Госдумы по бюджету и налогам.

Из-за острого дефицита сырья многие заводы стали переходить на использование целлюлозного сырья вместо макулатурного — такая ситуация для отрасли просто губительна. Лидирующая отрасль циклической экономики России, развитие которой способствует выполнению сразу нескольких пунктов новых «майские указов», а также утвержденных ранее поручений президента России Владимира Путина, «сидит на голодном пайке».

При всей остроте высказанной критики нельзя отрицать наличие в руках законодательной и исполнительной власти тех рычагов, которые позволят принимать деятельное участие в достижении целевых показателей в конкретных отраслях и соответствующих проектах их развития, ускоряя принятие очевидно позитивных законодательных мер стимулирования населения и бизнеса.

Без активного изучения отраслей и участия законодательной и исполнительной властей в конкретных проектах с четко обозначенной ответственностью, без принятия соответствующих мер поддержки, обещанных отрасли вторичной переработки, ни один проект по достижению каких-либо показателей сокращения образования отходов и роста российской экономики невозможен.