Большинство цирков в России находятся под управлением федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания».
Как пишет Росгосцирк о себе же на официальном сайте, он является крупнейшей цирковой компанией в мире, под управлением которой находится 38 стационарных цирков, а также пять цирков-шапито. Компания занимается еще и реставрацией, ремонтом и реконструкцией цирковых зданий по всей стране.
Вероятно, в определенный момент было разумным оставить отрасль в руках государства, отказавшись от приватизации. Пусть будет то, что не очень доходно, но с выстроенным рабочим процессом, с высоким потенциалом и хорошей репутацией. На первый взгляд все правильно.
Однако чиновникам вовсе не обязательно тратить бюджетные средства, существует отлаженный механизм государственно-частного партнерства. При экономической целесообразности частный инвестор будет готов вкладывать в развлекательную сферу. Более того, цирки никогда не прекращали свою работу в стране, учебные заведения не переставали готовить артистов, а имидж не был испорчен неприятными инцидентами, и для инвесторов вложения в цирковое искусство не являются вложениями в неизведанное.
Тем не менее современного партнерства бизнеса и государства нам увидеть не получилось, зато система «СПАРК» и портал государственных закупок предоставляют любопытную информацию о деятельности цирковой госкомпании.
Миллиардный недострой
При изучении финансовой деятельности ФКП «Росгосцирк» сразу бросаются в глаза подрядчики, возглавляющие «хит-парад» по объемам госконтрактов на реконструкцию объектов.
Самый крупный контракт был заключен с ООО «Волгожилстрой» в 2012 году на реконструкцию цирка в городе Пензе. Сумма контракта составила рекордные 987 млн рублей, а фактическая оплата составила 799 млн рублей (более 80% от суммы контракта).
Вот только объект не реконструирован до сих пор.
«Волгожилстрой» находится в статусе ликвидации не первый год и, соответственно, не осуществляет деятельность. Несмотря на множество судебных решений и исполнительное производство, выделенные деньги обратно не вернулись, и данные обстоятельства скорее напоминают очередное освоение бюджета, нежели долгострой ввиду таких объективных причин, как финансовый кризис или неверный расчет проектировщиков.
Во-первых, ООО «Волгожилстрой» выигрывает конкурс и в течение полутора лет получает более 80% оплаты. Между тем здание в центре областного центра никак не является стратегическим объектом, и вряд ли можно найти разумную причину такой спешки с началом работ, что госкомпания фактически соглашается на баснословную предоплату. Либо оплата поступала на основании актов приемки, которые не имели отношения к действительности.
Стройка была остановлена в 2015-м, установленный каркас центрального здания вряд ли можно считать даже третью выполненных работ.
Важно отметить, что подавляющее число господрядов разыгрывается без условий предоплаты и подрядчик получает первый транш при выполнении определенного количества работ.
В случае же с «Волгожилстроем» у строителей случилось чудо.
Во-вторых, долями компании-подрядчика владеют четыре гражданина. Но эти же четыре участника ООО владели на момент заключения контракта еще более чем 20 компаниями, а в некоторых из них приходились еще и руководителями друг другу.
© 77 Ф3
С учетом изменений в российском законодательстве последних лет подобные обстоятельства вызвали бы немало вопросов со стороны налоговых органов, но в 2012 году, судя по всему, сомнений ни у кого не возникло.
С директором предприятия-подрядчика, в отличие от учредителей, ситуация несколько иная — у него просто-напросто судимость по ст. 159 УК РФ за мошеннические действия в результате махинаций с деньгами дольщиков.
Исходя из данных Арбитражного суда Пензенской области, ООО «Волгожилстрой» является ответчиком в большом количестве споров относительно оплаты субподрядчикам за выполненные работы, и это несмотря на получение большей части средств со стороны заказчика.
В-третьих, предположим, что государство не имеет никакого права молча наблюдать, как цирк в славном городе Пензе приходит в полный упадок, и обязано принять на сей счет меры. Но стоимость реконструкции комплекса в несколько этажей составляет почти миллиард рублей, и это инвестиции в развлекательную сферу.
«Важнейшее» из искусств
Если колоссальные затраты на образование или, допустим, автомобилестроение в России вполне можно понять, ведь только со временем мы все увидим, кто чему научился и что произвел, то в вопросе целесообразности расходов на реконструкцию цирка, на мой взгляд, куда все проще.
По идее, в данном случае куда больше чистой коммерции, с возможностью просчитать посещаемость и окупаемость проекта. Разумеется, государство не может оставаться без важных сфер даже с колоссальной убыточностью, но назвать необходимым выделение почти одного миллиарда на цирк в городе Пензе крайне затруднительно.
Особенность большинства российских цирков — это участие в представлении животных, бюджетные средства выделяются на реконструкцию архаичного цирка с лифтами для слонов.
Во всем цивилизованном мире представления с участием зверей в той или иной мере уже ограничены, и в ближнесрочной перспективе России, к несчастью для братьев Запашных, придется также исключить коммерческую эксплуатацию животных.
Допускаю, что если даже такого не случится, то для зрителя подобная архаика станет чужда, и циркачам снова потребуются денежные вливания, и снова за счет налогоплательщиков.
Да и сейчас мы все всё поймем и простим. В конце концов, ничего особенного в том, что учредители подрядчика владеют большим количеством долей в разных компаниях. Судимость директора также не является показателем злых намерений. Ну а ФКП «Росгосцирк» предпринимало все усилия, чтобы как можно быстрее построить потрясающий объект культуры в Пензе. Виной всему, как обычно, непредвиденные обстоятельства.
Чиновничий цирк
Однако все-таки платежи за представления ГУП «Большой московский государственный цирк на проспекте Вернадского» вызывают некоторый интерес. Основными приобретателями билетов являются муниципальные власти и бюджетные учреждения социальной защиты.
Как показывают госконтракты, чиновникам очень важно приобретение билетов в цирк на проспекте Вернадского, для некоторых администраций и собесов это ежегодная трата.
Рекордсменом по тратам на цирковые представления является префектура ЮЗАО Москвы, потратившая за девять лет 75 млн рублей. В 2015—2019 годах на билеты потрачено довольно скромно — 4,2 млн рублей в год, тогда как в 2013-м и 2014-м сумма составляла 12—14 млн рублей.
Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов потратила за представления за несколько лет 9,8 млн рублей, управление соцзащиты Юго-Западного округа — 8,9 млн рублей, Северо-Восточного — уже 4,3 млн рублей и так далее по нисходящей.
В основном чиновники выкупают билеты на одно представление и в дальнейшем распределяют их по каким-то своим критериям. Возможно, билеты уходят в образовательные учреждения, но в контрактах об этом ничего не говорится.
Некоторые суммы контрактов и количество билетов практически совпадают. Например, собесы «Бабушкинский» и «Алексеевский» решили приобрести по 600 билетов для льготных категорий граждан на одно и то же представление в одно и то же время и потратили одинаковую сумму — около 776 тысяч рублей.
Причем больше всего смущает формат приобретаемых билетов: на конкретное представление и в конкретный день. Ведь после проведения госконтракта чиновники должны не просто приобрести билеты, им нужно сделать еще уйму действий, чтобы к каждому билету прилагался непосредственный зритель и деньги не были потрачены зря. Но как это сделать, например, при выкупе всех мест на определенное представление, в голове никак не укладывается.