В поисках ресурсов для финансирования самых актуальных государственных задач и покрытия дефицита бюджета вышла на первый план инициатива, предложенная главой Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.
Парламентарий видит решение в увеличении дивидендных выплат от одной из крупнейших государственных компаний — Сбербанка. Речь идёт о предложении направлять на дивиденды 90% прибыли вместо текущих 50%. По замыслу автора идеи, такой шаг способен не только пополнить казну, но и дать мощный импульс для роста отечественного фондового рынка, создав эффект домино для всей финансовой системы страны.
Как всё это работает
На полях финансового форума «Финополис» в начале октября прозвучало предложение, способное изменить подходы к формированию бюджетных доходов. Глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков озвучил стратегию, направленную на одновременное решение двух задач: укрепление бюджета и стимулирование фондового рынка.
Ключевая идея законодателя заключается в пересмотре дивидендной политики Сбербанка в сторону увеличения доли распределяемой прибыли.
«Если бы Сбербанк направил на дивиденды не 50%, а 90% прибыли, его капитализация значительно выросла бы», — аргументировал позицию депутат.
Экономический расчёт подтверждает перспективность такого подхода. По замыслу экспертов, с 2026 по 2028 год бюджет может получить около 1,2 триллиона рублей доходов от дивидендов Сбербанка. На ближайший 2026 год поступления оцениваются в 795 миллиардов рублей, из которых половина будет направлена в Фонд национального благосостояния. При этом банк придерживается ранее утверждённой стратегии, подтвердив намерение выплачивать 50% чистой прибыли по итогам 2025 года.
В условиях дефицитного бюджета предложение увеличить дивидендные отчисления от системообразующего финансового института звучит логично. Такой шаг не только позволил бы избежать дополнительной нагрузки на экономику, но и закрыл бы насущные потребности государственной казны. Заодно создастся мощный стимул для роста капитализации всего фондового рынка, где акции Сбербанка традиционно относятся к числу наиболее востребованных активов.
Бюджетный манёвр: от дивидендов к национальным проектам
Экономист Евгений Коган приводит конкретные цифры, позволяющие оценить масштаб потенциального влияния на бюджет.
«В 2025 году Сбербанк выплатил акционерам 786,9 миллиарда рублей дивидендами. Это 50,6% от прибыли по РСБУ. Половина этих денег в виде 393,5 миллиардов рублей ушла в бюджет через ФНБ, поскольку государству принадлежит контрольный пакет в 50% плюс одна акция», — констатировал эксперт.При этом Коган указывает на прогноз Минфина РФ, ожидающего от банка около 400 миллиардов рублей дивидендов в 2026 году при сохранении текущей нормы выплат.
«Но если бы Сбербанк платил не 50%, а 90%, то бюджет получил бы более 700 миллиардов рублей, — продолжает Коган. — Это поступления всего из одного источника, причём крупнейшей корпорации».
Далее экономист предлагает сравнить данные суммы с другими бюджетными статьями. Например, повышение НДС до 22%, по оценкам Минфина, принесёт дополнительно 2,3 триллиона рублей в 2026 году.
«Дивиденды Сбербанка в 90% от прибыли могли бы дать четверть этой суммы. А вот отмена льгот по НДС для покупки отечественного ПО даст всего 25 миллиардов рублей. Это просто несопоставимые величины», — подчеркнул Коган.
Для наглядности Коган приводит примеры из проекта бюджета на 2026 год: «На модернизацию и строительство школ заложено свыше 400 миллиардов рублей — ровно столько, сколько Сбербанк перечислил в ФНБ в 2025 году. Этих же средств хватило бы на две другие важные статьи: модернизацию коммунальной инфраструктуры (182,3 миллиарда рублей) и ликвидацию аварийного жилищного фонда (более 160 миллиардов рублей)».
Эксперт заключает, что если бы поступления от Сбербанка достигли триллиона рублей, то это покрыло бы половину суммы, заложенной на финансирование всех национальных проектов, на которые направят около 1,9 триллиона рублей.
Решение двух задач одним ударом
Экономист Никита Кричевский поддержал предложение Аксакова.
«Нахожу данную инициативу заслуживающей права на жизнь. Основным акционером Сбербанка является государство. Все остальные акционеры в расчёт не берутся, поскольку решает государство. „Сбер” — государственный банк, где государство имеет 50% и одну акцию. Значит, это контрольный пакет», — напомнил эксперт в интервью «Ридусу».
Экономист видит в предложении двойную пользу: «Предложение Аксакова решает сразу две задачи: пополняет бюджет без удара по населению и стимулирует фондовый рынок». Эксперт напоминает о поставленной президентом РФ цели удвоить капитализацию фондового рынка России к 2030 году и считает, что высокие дивиденды по популярным у россиян акциям Сбербанка простимулируют рост всего рынка.
Поддержку инициативе высказывает и аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов, который смотрит на ситуацию с точки зрения рынка капитала.
«Отечественные инвесторы традиционно уделяют повышенное внимание дивидендному вопросу. Увеличение нормы дивидендных выплат до 90% могло бы стать хорошим драйвером роста акций Сбербанка, да и рынка в целом», — заявил Додонов «Ридусу».При этом Додонов подтверждает, что одновременно такой шаг помог бы Правительству России в борьбе с дефицитом бюджета.
Что важно, идея не чужда и финансовому блоку Правительства РФ. Прямым подтверждением этому служат слова министра финансов Антона Силуанова: «Мы стимулируем все госбанки, чтобы они платили дивиденды». Глава Минфина пояснил такую логику тем, что большая часть крупнейших банков — государственная. Увеличение дивидендов является для бюджета более эффективным механизмом, чем прямое повышение налога на прибыль для данной отрасли.
Самая важная цель
Обсуждая инициативу депутата Аксакова, эксперты указывают не только на необходимость пополнить казну для реализации национальных проектов, но и на выполнение самой актуальной на сегодняшний день цели: государству нужны деньги на Победу. Дополнительные сотни миллиардов рублей точно нашли бы применение в рамках выполнения задач специальной военной операции на Украине.
Впрочем, по словам экономиста Кричевского, у крупнейшего государственного банка существует масса иных способов для направления денег на СВО другими путями.
«Самый простой вариант — профинансировать или выдать льготные кредиты оборонным предприятиям. Для этого не надо принимать какие-то решения. Достаточно решения Сбербанка, на этом всё и закончится. Более того, Сбербанк активно участвует в финансировании СВО и без наших советов. Все крупные госкомпании в той или иной форме участвуют в таком финансировании, как и все мы», — отметил Кричевский.
Но даже такая благая цель, как поддержка целей СВО, может столкнуться с суровой реальностью корпоративных процедур в публичном акционерном обществе. Член экспертного совета Института фондового рынка и управления Михаил Беляев напомнил в интервью с «Ридусом» о крылатом выражении Карла Либкнехта, что «капитал не признаёт отечества».
«Высшим органом управления акционерного общества, каковым является Сбербанк, выступает общее собрание акционеров, а вовсе не Анатолий Аксаков или Герман Греф. Именно оно решает, какая часть прибыли должна распределяться на дальнейшее содержание акционерного общества, какая часть пойдёт на его дальнейшее развитие, а какая останется для выплаты по дивидендам», — пояснил Беляев в разговоре с «Ридусом».
Эксперт указывает на возможное сопротивление миноритарных акционеров: «Вполне возможно, что такие акционеры могут запросто торпедировать предложение Аксакова. Даже если инициатива будет исходить от высшего менеджмента, торпедировать её может практически любой миноритарий. Так что здесь может получиться камень преткновения».
Сомнения и риски: взгляд скептиков
Инициатива главы Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку не обошлась без критики. Экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин в беседе с «Ридусом» поставил под сомнение целесообразность увеличения перечислений, исходя из текущей бюджетной политики.
«Деньги на что-то полезное направлены не будут. При корректировке бюджета на текущий 2025 год поддержка промышленности сокращена более чем на 200 миллиардов рублей. Но эти деньги не были направлены даже на погашение дефицита, они просто заморожены на счетах федерального бюджета» — отметил парламентарий в беседе с «Ридусом».По словам собеседника «Ридуса», если бы государству действительно нужны были эти деньги на реализацию нацпроектов или финансирование армии, то представители государства в совете директоров Сбербанка не увеличивали бы дивиденды, а организовали целевое финансирование, «если бы кого-то в совете директоров действительно интересовали проблемы бюджета».
Наконец, звучат предупреждения о потенциальных рисках для Сбербанка. Несмотря на свой оптимизм относительно рынка, аналитик Додонов признаёт: «Выплаты в 90% от прибыли могут означать снижение возможностей по развитию банка, а в будущем могут привести к ослаблению капитальной позиции и проблемам с устойчивостью. Учитывая большую значимость Сбербанка для российской экономики, власти вряд ли пойдут на такую меру».
Аналогичную озабоченность высказывает экономист Коган. Эксперт отмечает, что высокая payout-политика может в будущем привести Сбербанк к проблемам с капиталом и отсутствию денег на развитие.
Дискуссия вокруг дивидендной политики Сбербанка вышла далеко за рамки финансового вопроса отдельной корпорации. Она затрагивает фундаментальный выбор между моделями пополнения казны под наиболее актуальные статьи расходов и стимулирования экономики. Тем временем аргументы сторонников возможного бюджетного манёвра сталкиваются с резонными замечаниями о корпоративных рисках и практической эффективности бюджетных расходов.