Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи на расширенном заседании рекомендовал Государственной думе принять во втором чтении законопроект, направленный на запрет пропаганды и оправдания нетрадиционных сексуальных отношений в СМИ, интернете, литературе и кино.
Как сообщил председатель Комитета Александр Хинштейн, ко второму чтению предусмотрен ряд поправок. В частности, планируется ввести запрет на пропаганду не только нетрадиционных сексуальных отношений и педофилии, но и смены пола.
Также поправки предусматривают включение подобных сайтов в реестр запрещенных с их последующей блокировкой, обязанность Роскомнадзора вести мониторинг интернета в поисках такой информации, запрет продажи товаров, содержащих запрещенную информацию. В Комитет поступили 32 поправки, 12 из них рекомендованы к принятию.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Евгений Попов в разговоре с корреспондентом «Ридуса» отметил, что никто не выступает против концепции закона и защиты наших детей от пагубного влияния, однако если защита от педофилии никаких вопросов не вызывает, то то, что касается ЛГБТ, вызывает некую тревожность в медиасообществе.
«Новость о свадьбе Зыгаря, например, интересная с точки зрения контента и политики история, но смогут ли журналисты показать ее в прайм-тайм? По законопроекту — нет. Есть видео со свадьбы, на котором поцелуй двух мужчин. По старым законам о защите детей можно было заблюрить губы, но если норма распространится на взрослых, то блюр не помогает», — отмечает парламентарий.
Средства запрета пропаганды, по мнению Евгения Попова, дискуссионны, по сути законодатели планируют запретить контент, который вызывает определенные реакции, однако одна и та же картинка у разных людей вызывает разные реакции. Кто будет определять, какая оценка — негативная или позитивная, ответа пока нет.
«Вопросов много. Конечно, мы должны защитить наших детей от порочных сексуальных практик. Но, как мне кажется, пока мы не выработали четкого, до деталей, руководства к действию регулятору. Пока новые нормы — это, опять же, мое личное мнение — допускают трактовки и неоднозначные толкования. Что может привести к избирательному использованию закона», — резюмировал Евгений Попов.
Политик воздержался при голосовании, и в разговоре с корреспондентом «Ридуса» отметил, что если неоднозначность трактовок и толкования сохранится, то воздержится при голосовании во втором чтении.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Ксения Горячева отметила, что ряд материалов в принципе не должны оцениваться на предмет наличия или отсутствия там пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Например, классическая живопись Караваджо и Дейнеки, произведения мифологии различных стран, научные публикации и исследования. Точно так же сатирические и юмористические материалы, в которых упоминается тема нетрадиционных сексуальных отношений, не могут по своей природе расцениваться как пропаганда нетрадиционных ценностей.
«Мы хотели избежать наличия в законе чересчур широких формулировок. Например, исключение слова „культ“ и введение формулировки „пропаганда насилия и жестокости“. Однако все наши поправки были отклонены со ссылкой на комментарии Роскомнадзора. На Комитете по информационной политике регулятор на наши предложения ответил, что широкие формулировки, наоборот, улучшают работу ведомства», — рассказывает Горячева.
В свою очередь, Комитет по государственному строительству и законодательству на сегодняшнем заседании поддержал ко второму чтению корреспондирующие поправки к Кодексу об административных правонарушениях.