Экономика

Дешевле уже не будет: почему авиабилеты будут только дорожать?

1 5836

На этой неделе Минтранс РФ опубликовал прогноз, способный испортить россиянам настроение накануне длинных майских праздников и летних отпусков: цены на авиабилеты, считают в министерстве, в ближайшие недели вырастут на 10–30%. Но, в отличие от прошлых лет, с окончанием высокого сезона билеты не подешевеют уже никогда.

«Зеленые мили»

© flickr.com

Эксперты связывают это с сокращающимся в России парком самолетов и вытекающим из этого снижением частоты рейсов и прореживанием маршрутной сети. Примечательно, что точно такая же тенденция наблюдается и в ряде других стран, где проблем с авиапарком не существует.

Окончание эпохи, когда авиаперелеты были доступны всем без исключения, особенно болезненно воспринимается в Европе, где путешественники за несколько десятилетий привыкли к перелетам по цене городского транспорта. Тарифы на авиаперевозки начали расти уже в нынешнем году, и, по прогнозам агентства Bloomberg, эта тенденция не развернется как минимум в течение нескольких десятилетий.

Причина, в отличие от российской, заключается в том, что многие страны мира приняли на себя (кто добровольно, кто под давлением) обязательства по сокращению выбросов углерода в попытке остановить глобальные изменения климата. В списке источников загрязнения атмосферы СО2 авиация занимает одно из первых мест — на ее долю приходится 2,5% общемировых выбросов углекислого газа.

Авиакомпании уже несколько лет пытаются «давить на сознательность» пассажиров. При заказе авиабилета у покупателя появляется опция «купить зеленые мили» (или что-то подобное, что зависит от копирайтеров конкретного перевозчика).

Как покупка этих миль или баллов помогает бороться с выбросами парниковых газов, непонятно. Как это поднимает стоимость авиаперелета, становится видно моментально, стоит лишь поставить галочку напротив этого предложения. В данный момент один «зеленый балл» равен 100 евро.

Для сравнения: утопленная в авиабилете компенсация углеродных выбросов в начале 2020 года составляла всего 15 евро. Затем случилась пандемия, которая поставила большинство авиакомпаний на грань выживания. Сейчас, обуреваемые борьбой с климатическими изменениями, регуляторные органы ЕС пытаются сделать с авиакомпаниями то, чего не смог сделать коронавирус…

Тоска зелёная

© unsplash.com

После изучения требований Евросоюза становится понятен смысл попыток авиакомпаний заставить пассажиров покупать непонятные «зеленые баллы». Сегодня авиакомпания, чтобы получить разрешение летать в пределах Европы, обязана иметь на своем «углеродном счету» определенное количество баллов.

До 2026 года власти Евросоюза «дотируют» 50% таких баллов, перераспределяя их от авиакомпаний более «зеленых» к менее «зеленым». Но уже через три года этому «социализму в небе» придет конец. Перевозчикам придется покупать эти баллы за свой счет. А что может быть более естественным для бизнеса, чем переложить стоимость затрат на клиентов?

Насколько подорожают авиабилеты, можно приблизительно подсчитать, зная, что европейские авиакомпании к 2027 году будут вынуждены потратить на соответствие экологическим требованиям ЕС, по данным Royal Netherlands Aerospace Centre, в совокупности около пяти миллиардов евро. Обойти это требование, оставаясь на рынке авиаперевозок, невозможно: документ под названием Destination 2050 обязывает авиалинии к середине века превратиться из загрязнителей атмосферы в «углеродно нейтральную» отрасль.

Для достижения этой цели упомянутые пять миллиардов покажутся карманными расходами. По подсчетам SEO Amsterdam Economics, в следующие 25 лет борьба за углеродную нейтральность будет обходиться перевозчикам в 33 миллиарда евро в год, то есть за весь период — в 820 миллиардов евро (в долларах эта цифра звучит еще более духоподъемно: триллион).

Способов «позеленеть» у авиакомпаний достаточно. Это разработка более эффективных двигателей, использование более чистого экологически топлива, снижение нормы выбросов на одного пассажира (самый простой способ сделать это, уже активно применяемый, — посадить 200 человек в салон, рассчитанный на 150, за счет фиксации спинок кресел в вертикальном положении).

Заранее подсчитано, во сколько выльется авиабизнесу каждый из этих шагов. Так, ценник на внедрение новых технологий колеблется около цифры в 200 миллиардов евро. Использование альтернативы керосину (под этим понимается пока невнятная субстанция «биотопливо») — 440 миллиардов евро. Улучшение инфраструктуры аэропортов — 30 миллиардов евро. И так далее.

Аналитики едины во мнении, что отрасль гражданских авиаперевозок найти внутренние резервы для реализации этих мер просто не сумеет. В первую очередь это касается компаний-лоукостеров (RyanAr, Wizz, EasyJet, Eurowings и другие). Чтобы удовлетворить регулятора, им придется из каждого евро дохода вкладывать 77 центов в мероприятия по «самоозеленению».

Деньги из воздуха

© unsplash.com

Чтобы оставаться на плаву (в случае с авиакомпаниями вернее будет сказать «на лету»), бюджетные перевозчики будут вынуждены поднять тарифы минимум на 77%. Что в них после этого останется бюджетного, вопрос риторический…

«Если бы авиакомпании могли повышать цены на билеты, не снижая тем самым спрос, разве бы они не делали именно это?» — указывает транспортный аналитик Алекс Ирвинг.

Рост тарифов неизбежно повлечет снижение спроса и запустит упомянутый Ирвингом порочный круг для поддержки рентабельности бизнеса: выше цена — меньше спрос — еще выше цена — еще меньше спрос, и так до бесконечности (именно в этот порочный круг уже в 2023 году втягиваются российские авиакомпании).

Второй «контур» этого замкнутого круга состоит в том, что получить прибыли, которые авиакомпании могли бы вложить в свою «декарбонизацию», невозможно, если количество пассажиров не увеличится на восемь миллиардов к 2040 году (то есть за следующие 17 лет хотя бы по разу должно слетать всё население Земли).

А теперь самое главное (и печальное для пассажиров)

Ирония заключается в том, что снизать углеродный след от авиаперелетов можно не мудрствуя лукаво — просто сокращением числа этих перелетов. Подсчитано, что за счет повышения тарифов на перевозки число летающих людей к 2050 году сократится естественным образом ровно настолько, чтобы авиакомпании достигли углеродной нейтральности, не выпрыгивая при этом из штанов. А раз так, то зачем городить огород с энергоэффективностью, биотопливом и прочими ресурсозатратными мероприятиями? Достаточно сделать в бланке заказа обязательной галочку «купить зеленые мили» — и благосостояние авиакомпаний до середины XXI века им гарантировано.