Советы

Десять ошибок при открытии собственного малого бизнеса

1 2123

Нижеследующие строки стоит читать лишь тем, кто задумывался об открытии собственного бизнеса. История о том, как хотел стать миллионером, но в итоге влез в долги на миллионную сумму.

В начале этого года наши (с супругой) знакомые предложили проспонсировать их уже действующий бизнес по доставке суши-пиццы. Инвестиции были нужны, чтобы открыть точку в Москве. С нас — деньги и помощь изредка, с них — вся бизнес-схема, управление и секреты рынка (стоит отметить, что уже существовавшие две точки оказались прибыльными).

Ударили в итоге по рукам. А спустя 8 месяцев пришлось расстаться с нашей второй «бизнес-половинкой» и пробовать все делать самим. Почему так случилось, расскажу ниже.

10 ошибок, которые не стоило совершать

1. Никогда не верьте кому бы то ни было на слово. Пусть это трижды успешные и влиятельные люди. Всегда требуйте бизнес-план и все остальное. Мы поверили на слово, что схема партнеров была удачной, но, как оказалось, не было ни бизнес-плана, ни внятной стратегии продвижения, ничего. Прошлые две точки, позже выяснилось, они открывали вместе с кем-то (кто понимал, что к чему). В итоге все скатилось в сиюминутное реагирование, постоянное вложение средств, а к «горячему» сезону — в полное падение прибыли. Что, по идее, просто невероятно…

2. Тщательно контролируйте расходы. Особенно если вкладываете именно вы, а не ваши партнеры. Никогда, слышите, никогда не давайте деньги в управление другим людям (особенно если для вас это ощутимая сумма). В противном случае вместо начальной сметы в 740 000 рублей понадобится через пару дней 820 тысяч, а потом и все 900. 

И это не все — при детальном изучении вы обнаружите, что бОльшая часть затрат, а именно почти 450 тысяч рублей, была потрачена на ремонт помещения, из которого вы съезжаете. При этом большую часть вложенного забрать, естественно, не получится. В итоге вы окажетесь добряком, который подарил хозяину помещения ремонт практически на полмиллиона рублей. А вывезете лишь оборудование, мебель и некоторые элементы декора на оставшиеся полмиллиона.

© facebook.com

3. Всегда контролируйте ситуацию. Смотрите отчеты, как что проходит, где распространяется реклама и т. д, в общем, все досконально. Иначе выйдет так, что буклеты кончились, рекламировать нечего, администратор ворует деньги, повар ленится. Почти всем нужен нагоняй. В идеале стоит расставить побольше камер наблюдения внутри…

© facebook.com

4. Если что-то работало где-то ранее — не факт что это будет работать здесь. Поверьте, наверняка — если система «листовки в ящики» работала в каком-то городе — не факт что она будет работать в другом месте. Это актуально и для политтехнологий, и для обычного, ничем не выделяющегося бизнеса.

© facebook.com

5. Никогда ни на кого не надейтесь. Ищите «черных лебедей» (труднопрогнозируемое историческое событие). Всегда могут произойти самые невероятные происшествия, и корректировать свою работу надо, опираясь на эти даже самые сумасшедшие прогнозы. Потому выбирайте самые пессимистичные сценарии. Например, может случится так, что ваши изначальные партнеры по бизнесу житейски поссорятся и, будучи супругами, разведутся. В итоге один полностью уйдет из «схемы», а второй на все «забьет болт», потому как не вложил в дело ни копейки.

© facebook.com

6. Развивайтесь. Узнавайте все, что касается бизнеса, интересуйтесь мнением со стороны. Пусть даже это будет мнение непрофессионала, и он, как кажется, предлагает «жуткую чушь».

7. Никого не слушайте. Точнее, конечно же, слушайте. Но делайте только свои выводы. Иначе люди вокруг начнут вас деморализовывать. Если бы Цукерберг всех слушал, был бы сейчас программистом обычным.

© facebook.com

8. Старайтесь посвящать свободное время бизнесу, учитесь готовить, писать, делать отчеты, настраивать Rkeeper или интересоваться, нужен ли он вам вообще, так как на рынке много похожих предложений и в разы дешевле…

9. Не думайте, что вы умнее всех, особенно на старте. Не стоит, в частности, в середине пути запускать новую «фишку» в позиционировании бизнеса, если она не была заложена с самого начала. Все должно быть спланировано наперед. Иначе ваши потребители банально вас не поймут.

© facebook.com

10. Выработайте в себе качество говорить СТОП или НЕТ. Это морально неприятно, но если вы не откажетесь от чего-то не совсем вам понятного и не скажете нет, вполне очевидно, что вас погрузят в какую-то дичь. И не важно, что это — новый бизнес, новый продукт, новое меню, новая аппаратура, новая реклама... или дать взаймы сотруднику, а он как только — так отдаст.

Резюмируя, сообщаю, что одна половина моего Я негодует по поводу всего этого глупого дельца, ведь потрачено уже сильно более миллиона, при этом под конец прибыль совершенно исчезла, и, как следствие, полностью исчезла и выгода.

Негодует по поводу пустых обещаний и невыполненных обязательств, серьезных задолженностей по кредиту и глупо вложенных другими людьми личных средств. Но вторая половина при этом говорит, что в этом всем есть и плюсы — появился хороший опыт, которого не было ранее, так как с общепитом я не был связан никогда, кроме нарядов по столовой в школе и армии.

Теперь есть представление, как развивается сегмент и как быть в его рамках конкурентоспособным. А значит, можно попробовать еще раз, что мы и планируем сделать, так что скоро вы сможете вновь отведать крутейшие творения от вашего гражданского журналиста. А еще я теперь умею готовить замечательный кофе; знаю, что такое холдер и пинчер. И пиццу тоже я делал собственноручно, хотя у повара она вышла лучше…

В любом случае даже в этой истории есть позитив — шесть человек были в той или иной мере трудоустроены. Осталось повторить алгоритм и не забыть про свою прибыль. Главное — верить в свои силы и пробовать: не выстрелит в одном месте — выстрелит в другом.