Заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) заявил, что Русская православная Церковь может одобрить технологию экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) при соблюдении определенных условий.
«По букве Основ социальной концепции (ОСК), принятых Архиерейским Собором Русской православной Церкви в 2000 году, допускалось и допускается ЭКО, при категорическом условии исключения образования в ходе процедуры „лишних“ эмбрионов и последующего их уничтожения (то есть аборта, убийства зарожденных детей). Однако в силу обстоятельств <..> буква ОСК была воспринята как полный запрет на ЭКО, что и транслировалось прихожанам едва ли не большинством священников», — написал епископ Савва в своем телеграм-канале.
Священнослужитель рассказал, что на прошлой неделе секретариат Межсоборного присутствия РПЦ опубликовал проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения».
«Учитывая значительное развитие репродуктивных технологий со времени выхода „Основ социальной концепции“, что привело, в том числе, к появлению возможности образовать в процессе ЭКО и перенести в утробы матери только один или два эмбриона, Церковь допускает для супругов, находящихся в детородном возрасте, возможность осуществления ЭКО при непременном исключении следующих медицинских методов: получение „избыточных“ эмбрионов; криоконсервация эмбрионов; редукция плодов; донорство половых клеток; предимплантационная диагностика», — сказано в документе.
«Допустимой альтернативой замораживания эмбрионов является криоконсервация ооцитов (незрелых яйцеклеток матери) для повторной попытки ЭКО в случае неудачи первого ЭКО», — отмечают в РПЦ
«В ходе подготовки документа стало ясно, что некоторые представители духовенства и мирян считают ЭКО в принципе недопустимым независимо от упомянутых выше обстоятельств. Утверждается, что ЭКО без заготовления „избыточных“ эмбрионов на самом деле не практикуется. Главный же аргумент, что такая форма зарождения жизни не является естественной, что она происходит вне естественного хода брачного союза», — заключил епископ Савва.
Напомним, в конце 2019 года в эфире телеканала «Спас» состоялась дискуссия между тележурналистом Дмитрием Киселевым и протоиереем Александром Абрамовым. Киселев заявил, что Библия на самом деле не запрещает суррогатное материнство и ЭКО, а «воля Бога в данном случае противоречит воле Церкви».
Дискуссия продлилась 45 минут, и за это время священник подробно объяснил Киселеву, что наиболее распространенный на сегодня метод ЭКО связан с заготовкой и последующим уничтожением человеческих эмбрионов, которые в Церкви рассматриваются как полноценные дети, а их убийство категорически осуждается. Также Абрамов объяснил, почему введение уцелевшего в ходе этого отбора эмбриона суррогатной матери для вынашивания в РПЦ считают грехом и требуют покаяния от всех участников процедуры, кроме самого ребенка.
Позже официальный представитель РПЦ Вахтанг Кипшидзе пояснил, что Церковь не приемлет любые эксперименты и манипуляции с эмбрионами человека, которые приводят к их гибели, поскольку «жизнь свята и неприкосновенна». Кипшидзе отметил, что «в мире идет циничная коммерциализация деторождения», и выразил уверенность, что «ни одна обеспеченная женщина не будет за деньги рожать детей для других», однако в сложившихся в России экономических условиях «роль таковых безнравственный бизнес ищет бедных и незащищенных».
Ранее ridus.ru рассказывал о том, что в РПЦ думают на тему суррогатного материнства, и что нового в приказе о вспомогательных репродуктивных технологиях № 80, который вступил в силу с 2021 года.