Детская железная дорога (по-белорусски – Дзiцячая чыгунка) была впервые открыта в Минске в далёком 1955 году. С тех пор сменилось не одно поколение подвижного состава. Современный вид дорога приняла совсем недавно – в 2009 году, после достаточно серьёзной реконструкции. Общая протяженность путей – 3,8км. Ширина колеи – 750мм, что более чем вдвое уже стандартной на постсоветском пространстве (1520мм).
Помимо воспитания юных железнодорожников, дорога выполняет и чисто утилитарную транспортную функцию – доставляет за умеренную плату в 8000 "зайчиков" всех желающих в лесопарковую зону (о.п. "Сосновый Бор"). Причем купив билет можно гулять в бору хоть весь день, а обратно уехать уже другим рейсом.
Я впервые попал на детскую ЖД, и многое для меня было в новинку. Действительно, на всех должностях здесь юные железнодорожники.
Все как один признаются в любви к ЖД, и связывают своё будущее с "железкой".
В здании станции "Заслоново" (названа в честь Константина Сергеевича Заслонова – легендарного белорусского партизана-железнодорожника, Героя Советского Союза) располагаются зал ожидания, билетные кассы, помещение дежурного по станции, инструкторская и макет железной дороги. К сожалению, последний увидеть не удалось. Говорят, что его показывают в какие-то особенные дни.
Но вот гудок локомотива известил нас о прибытии поезда.
Дорога располагает двумя составами, но большую часть времени курсирует лишь один из них, второй же стоит на станции "Пионерская", на которой также расположена основная часть средств управления движением (например, СЦБ). В планах – обустройство локомотивного депо.
Как я уже говорил, все функции на ДЖД выполняют воспитанники клуба "Юный железнодорожник" при Белорусской железной дороге. Взрослые лишь осуществляют общий контроль.
Все приветливы и с удовольствием фотографируются ;)
Управление движением на ДЖД самое что ни на есть настоящее.
А вот интерьеры вагонов рассчитаны на самых маленьких.
Ведёт состав из нескольких вагонов новенький тепловоз ТУ7А-3350.
О.п. (остановочный пункт) "Сосновый бор" находится в лесопарковой зоне, и является единственной остановкой. Ранее здесь также существовал полноценный вокзал, но его уничтожил пожар, и пока что присутствует только металлический навес.
Стоит отметить, что ранее вагоны на ДЖД водил паровоз. Как память о той эпохе на станции "Пионерская" сохранилась колонка для заправки его водой.
Путешествие по ДЖД занимает около 35 минут, состав возвращается на уже знакомую нам станцию "Заслоново" и берёт на борт новых пассажиров.
Всё серьёзно: светофор – светофором, а обычный жезл никто не отменял.
Скажу честно, что детская "железка" стала для меня одним из самых ярких впечатлений Минска. Приятно, что это правильное советское начинание не только не заброшено в наши дни, но и развивается. А значит, у наших железных дорог есть будущее.
PS Спасибо юным железнодорожникам и железнодорожницам за подготовку репортажа ;)