Кино

Детство, лагерь, «Ералаш»: чего ждать от комедии «Нормальный только я»

0 12715

С чем у вас ассоциируется российское кино? У многих первым делом в сознании всплывают фильмы про войну или второсортные комедии. И так сложилось, что образцов семейного — а уж тем более подросткового — кино отечественного производства за последние годы навскидку вспомнить не получается. В это же время в американском прокате жанр кино для тинейджеров переживает настоящий бум — от сериальных проектов типа «Очень странных дел» до новых «Охотников за привидениями», сместивших свой фокус на более юную аудиторию.

Тем интереснее выглядит грядущая российская премьера — комедия режиссера Антона Богданова «Нормальный только я», возвращающая зрителей в атмосферу пионерских лагерей и классического «Ералаша» и одновременно поднимающая невероятно серьезные темы о детях и детстве.

Детский лагерь "Красный сокол" словно вышел из Советского Союза, и если бы не смартфоны и современные иномарки, действие фильма вполне могло бы происходить в 80-е.Детский лагерь «Красный сокол» словно вышел из Советского Союза, и если бы не смартфоны и современные иномарки, действие фильма вполне могло бы происходить в 80-е.© «Проспект Мира»

Действие фильма «Нормальный только я» разворачивается в детском лагере «Красный сокол», который по корыстной договорённости его директора Игоря Новожилова и местного мэра Виктора Рюриковича признают аварийным. Но их амбициозным планам не суждено сбыться, поскольку в лагерь неожиданно нагрянули незваные гости — отряд из тринадцати детей с особенностями здоровья.

Игорь решает использовать все доступные способы, чтобы выдворить детей из лагеря. В ход идут подкуп, пожар и многое другое, но те готовы отстаивать своё право на долгожданный отдых. И тогда директор идёт на отчаянный шаг — привозит в лагерь подростков из неблагополучных семей, чтобы те помогли выжить «нежеланных гостей». Так сталкиваются два детских мира: здоровых, но никому не нужных и любимых дома, но с инвалидностью.

Лента начинается как настоящий оммаж советскому детству, где летний лагерь был неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. И сцена, в которой главный герой буквально разносит свой кабинет, отлично дает понять, что будет происходить дальше, — веселье вперемежку с хаосом. Именно такой атмосферой в свое время обладал классический «Ералаш», который любили и советские дети, и поколение 90-х.

Надя в исполнении Ольги Лерман выполняет в фильме функцию настоящей матери Терезы, а Сергей Кутергин отвечает за комедийную составляющую в команде взрослых.Надя в исполнении Ольги Лерман выполняет в фильме функцию настоящей матери Терезы, а Сергей Кутергин отвечает за комедийную составляющую в команде взрослых.© «Проспект Мира»

Удивляет то, как легко фильм жонглирует разными, но при этом очень острыми темами — коррупция во власти, детский буллинг, жажда наживы, безразличие к детям или чрезвычайная гиперопека со стороны родителей. Причем обыгрывается все вышеперечисленное в сатирическом, комедийном или ироничном ключе. «Нормальный» быстро переключается с уморительной завязки в кабинете мэра на детскую комедию, где главными героями уже становятся дети во главе со своей вожатой Надей — настоящим воплощением добродетели и радушия.

С самого начала лента ставит задачу показать, как дети с особенностями развития взаимодействуют друг с другом и с окружающими. Они добры, открыты миру, любят пошутить и интересно провести время, как и все другие дети на планете. Их вожатая Надя окружает их любовью и готова драться за них. Но с появлением уличных ребят во главе с героем Максима Виторгана мы вспоминаем, как на самом деле дети и подростки относятся к тем, кто хоть чем-то от них отличается.

Максим Виторган отыгрывает строгого и местами неотёсанного персонажа, внутри которого по итогам оказывается невероятно большое и доброе сердце.Максим Виторган отыгрывает строгого и местами неотёсанного персонажа, у которого в итоге оказывается невероятно большое и доброе сердце.© «Проспект Мира»

Смешных и забавных ситуаций в стиле лагерных разборок здесь хватает (разве что пастой ночью никого не обмазали), так что зрители не раз от души похохочут над происходящим. В то же время комедия удивительно резко переключается на серьезный тон, вкрапляя мощные эпизоды, которые бьют наотмашь. Тут вам и детская жестокость, и эгоистичность, и неравенство в возможностях, и зависть. В такие моменты понимаешь, как порой этому миру не хватает понимания и любви.

Однако надежда на лучшее все равно есть. И по ходу действия оказывается, что не так уж сильно отличаются ребята между собой. Имея здоровье, так называемые хулиганы ведут себя невыносимо исключительно потому, что это отличный защитный механизм, скрывающий большое количество внутренней боли и разочарования в жизни. В то время как особенным детям тяжело даются самые обычные вещи. И тех и других реальный мир отталкивает с силой, но в какой-то момент им удается увидеть, что поддержку и все самое хорошее они могут найти друг в друге.

Картина, прежде всего, рассказывает о детстве, как о несомненно важной и хрупкой эпохе жизни, которая навсегда остается в памяти каждого.Картина, прежде всего, рассказывает о детстве как о несомненно важной и хрупкой эпохе жизни, которая навсегда остается в памяти каждого.© «Проспект Мира»

Вообще поражаешься, каким образом при таком объёме остросоциальной повестки фильму удается оставаться легкой и забавной комедией о детстве — невинно прекрасной эпохе, которая быстро заканчивается, но на всю жизнь оставляет неизгладимый отпечаток на душе. Атмосфера у «Нормального» по-доброму советская — если убрать из кадра смартфоны и современные автомобили, то действие вполне могло бы развиваться в 80-х годах. Этот фактор делает зрелище по-настоящему ламповым и теплым.

Нашлось место и весьма романтичной линии в стиле Ромео и Джульетты. История предводителя хулиганов Кости и своенравной Кати, перемещающейся по лагерю в инвалидной коляске, смотрится по-настоящему мило. Герои цепляют, и то, как развиваются их отношения, выглядит органично и естественно. Они проходят от ненависти до любви, меняясь сами и меняя друг друга в лучшую сторону. За этих персонажей болеешь как-то особенно живо, настолько нежным воспринимается этот дуэт.

Герой Антона Богданова является главным на протяжении первых 20 минут, затем передавая эстафету молодежи.Герой Антона Богданова является главным на протяжении первых 20 минут, затем передает эстафету молодежи.© «Проспект Мира»

Антон Богданов в этом фильме — самый настоящий человек-оркестр. Выполняя одновременно функции режиссера, сценариста и продюсера, он успевает при этом играть одну из главных ролей. Однако в какой-то момент его герой отходит на второй план, давая разыграться на полную юным актерам, за историей которых наблюдать куда более интересно.

Хабенскому, в свою очередь, досталась максимально сатирическая роль мэра, абсурд которой выкрутили на максимум. Причем актер не скрывает того, как он кайфует от происходящего в кадре: кажется, что еще чуть-чуть — и он сам засмеется от своих реплик. И пусть по большей части одеяло на себя перетягивает харизматичная молодёжь, интеракция героев Хабенского и Богданова выглядит как минимум забавно. Юные актеры, в свою очередь, со своими задачами справились на отлично. Главное, что их персонажам веришь на все сто, а это уже дорогого стоит.

Константин Хабенский получил, наверное, самый сатиричный образ во всей картине.Константин Хабенский получил, наверное, самый сатиричный образ во всей картине.© «Проспект Мира»

У картины есть недочеты и некоторые логические дыры, которые, однако, не мешают восприятию, да и общей тональности не нарушают. Ведь в общем итоге перед нами предстает очень добрый, милый и смешной фильм, просмотр которого приносит большое удовольствие. За полтора часа вас захлестнет гамма самых разнообразных эмоций, а осознание услужливо подскажет очень простую, но важную мысль: каждый ребенок заслуживает внимания, любви и поддержки вне зависимости от того, особенный он или нет.

«Хватит уже нас разделять!» — кричит Катя в попытке достучаться до разгневанных родителей, но в итоге пробивается сквозь экран и доносит это до каждого зрителя в кинозале, заставляя еле сдерживать скупую слезу на финальных титрах. Кстати, все в зале аплодировали в конце долго и упорно — чем не показатель благодарности создателям ленты?

«Нормальный только я» — в кино со 2 декабря.

Другой независимый проект — драма «Превратности разума» об одном из создателей водородной бомбы — выходит 2 декабря. Рецензию на фильм можно прочесть уже сейчас.