История

Девяносто лет Пол Поту, или Как крестьянский сын уничтожил свой народ

4 2197

Первые шаги на пути наверх крестьянского сына Пол Пота (настоящее имя Салот Сар) можно, наверное, приписать отчасти тому, что две его сестры были наложницами принца и короля Камбоджи — с чего еще мальчик из деревенской многодетной семьи оказался бы во французском университете? Трудно также представить, что способный студент-радиоэлектронщик окажется потом палачом миллионов своих сограждан.

Отчисление из университета, членство во французской компартии, участие в подпольной работе на родине — «это многих славный путь». Многих молодых людей «средних способностей, но с амбициями, жаждавших власти». Так охарактеризовал один из сподвижников Салот Сара, постепенно превращавшегося в Пол Пота. Кстати, любопытно происхождение псевдонима, ставшего во второй половине ХХ-го века известным всему миру не меньше, чем имя китайского Мао: «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» — «политика возможного».

Еще кастати — выпестовали Генерального секретаря Коммунистической партии Кампучии (Камбоджи) китайские товарищи; помогли и единомышленники из Северного Вьетнама (потом последние поплатились). Подобно маоистам, делавшим ставку на крестьянские массы, Пол Пот и его клика опирались на полудиких горцев из глухих районов страны; собственно Коммунистическая партия была оттеснена на второй план.


Пол Пот
© wikipedia.org

«Ни один человек в целом мире не верил в нас. Все твердили, что нападение на Пномпень станет нелёгким делом, что атака на американских империалистов — задача трудная; нам не хватало оружия и боеприпасов. Никому и в голову не приходило, что мы можем это сделать!» — сказал Пол Пот после захвата столицы, брошенной и ставленниками американского империализма, и самими американцами на произвол новой власти — пока, вроде бы, народной.

Это «пока» закончилось быстро — жителям 2,5-миллионного Пномпеня было велено в 72 часа убраться из города.

«Эвакуация городов — это один из важнейших факторов в сохранении плодов нашей победы. Необходимо нейтрализовать имеющуюся в городе политическую и военную оппозицию. Если мы оставим людей в городе, то, несмотря на нашу победу, враги быстро поднимут голову и будут действовать против нас. В случае выселения их в сельскую местность, во вновь организованных кооперативах они попадут под наш контроль и инициатива окажется в наших руках», — излагал товарищ Пол Пот.

А еще: «существование городов создаёт неравенство между жителями», «город — обитель порока; можно изменить людей, но не города», «работая в поте лица по корчеванию джунглей и выращиванию риса, человек поймёт наконец подлинный смысл жизни; нужно, чтобы он помнил, что произошёл от рисового семени», «все кампучийцы должны стать крестьянами».


Один из нескольких стендов с фотографиями заключённых-жертв тюрьмы Туол Сленг.
© wikipedia.org

Начался очередной эпохальный эксперимент над народом в отдельно взятой за горло стране. Горожан переселяли в сельские районы, селян восточных районов страны — в районы западные, из западных — наоборот. Очень быстро, пешком, в условиях самого жаркого тропического сезона — старики, беременные, инвалиды и поначалу здоровые люди умирали в пути от потери сил, солнечных ожогов и голода, расстрелов по дороге. Прибывшие умирали медленной смертью на месте. Между иными такой смертью умерли и родственники Пол Пота.

«Национальное сообщество согласия, которое будет основано на равенстве и демократии, отсутствии эксплуататоров и эксплуатируемых, богатых и бедных, где все будут трудиться» делилось на три категории: «основной народ» (крестьянство), «новый народ» или «люди 17 апреля» (жители городов и деревень, находившихся долгое время на временно оккупированной американцами территории или под контролем марионеточных сил), интеллигенция (сюда же буддийское духовенство, военных, чиновников). Чисткам подвергались все, но две последние категории - практически стирались с лица земли.

Бирманцы, вьетнамцы, тайцы, китайцы, малайцы, чамы, лао и прочие иные уничтожались — «отныне в Кампучии более не существуют какие-либо национальности». Туда же духовенство — мусульманское, христианское, даже буддийское («Будда не родился в Камбодже»). Не убитых сразу магометан заставляли выращивать свиней.

Недовольным мотыгами — по-крестьянски — проламывали головы, массово. Деревни сравнивали с землей. Были и восстававшие военные — солдат расстреливали, офицеров сжигали живьем.


Фото женщины с грудным ребёнком, ставшие жертвами тюрьмы Туол Сленг.   
© wikipedia.org

Красным кхмерам своей страны не хватило — «Кампучия будет простираться до Сайгона». В принципе, претензии были и к Лаосу, и к Тайланду, но направление задавалось «откуда надо» — за Вьетнамом стоял СССР, за Пномпенем — КНР; американцы называли эту войну (кхмеры перешли границу и двигались вглубь вьетнамских земель) «proxy war», «войной через посредников» между Москвой и Пекином; Пол Пот прямо говорил, что воюет с Варшавским пактом…

Седьмого января 1979 года вьетнамская армия — закаленная в недавней войне со Штатами и до сих пор одна из самых сильных в регионе — вошла в Пномпень. Последним вылетевшим из столицы самолетом был китайский, с наследным камбоджийским принцем Сиануком на борту — большая политическая игра продолжалась: через некоторое время отступивших в западные горные районы красных кхмеров поддерживали уже США и Тайланд, прекрасно кооперируясь с Китаем…

А Пол Пот вдруг умер. Якобы от от сердечной недостаточности (не путать с бессердечием и человеконенавистничеством). Просто вдруг начал уничтожать сотоварищей по руководству — и просто вдруг умер, так бывает.

Его режим, правивший страной 3 года 8 месяцев и 20 дней, унес жизни свыше трех миллионов человек. Такая вот «политика возможного»…