Нам так понравилось проводить эксперименты, что мы предложили новый, на этот раз с пешеходными переходами.
Еще прошлой осенью мы подавали небольшую программу с предложениями по изменению ГОСТов. Среди прочих была возможность организации диагональных переходов. В ГАИ России очень благоприятно отозвались на все наши идеи, но сами по себе предложения не внедрятся.
В ГАИ нас спрашивают:"А где вы предлагаете делать такие переходы? - Да, в принципе, мест много, тем более, можно изначально проектировать перекрестки под такие переходы, но, пока такое правило не закреплено в нормах, его запроектировать нельзя".
Замкнутый круг. Мы решили, что пришло время ускорить процесс принятия данных норм. Особенно, если есть возможность в экспериментальном порядке попробовать организовать несколько таких переходов в Москве.
Диагональные переходы актуальны на перекрестках, где существует фаза "только пешеходы", когда движение полностью останавливается и перекресток предоставляется пешеходам. Логично, что раз движения нет, то ничто не мешает людям переходить в любом направлении, в том числе и по диагонали. Но правила разрешают переходить только по зебре (или по линии тротуара, если вдруг разметки нет). Если на перекрестке преимущественный пешеходный маршрут лежит по диагонали (например, в одном углу жилой квартал, а в другом - супермаркет), то такая организация движения становится неудобной. Либо ты переходишь дорогу в два захода, а на перекрестках с фазой "только пешеходы" обычно длинные фазы для автомобилей и следующей пешеходной фазы можно ждать 2 минуты. Либо перебегаешь по диагонали, нарушая правила. А кто-то, вообще, в силу своих возможностей не в состоянии быстро перейти по диагонали.
Посмотрите это короткое и исчерпывающее видео:
Переходить приходится действительно быстро, так как расстояние перехода увеличивается на 40%. При 10-метровых улицах по диагонали будет уже 14. Фазы светофора, естественно, рассчитываются под переход в прямых направлениях, и то, что кто-то захотел перейти дорогу по диагонали, никого не волнует. Мы хотим изменить эту ситуацию.
У диагональных переходов, помимо очевидного удобства, есть еще один плюс. В классическом варианте перехода по линии тротуара в два приема, пешеходы дважды занимают место на тротуаре. Когда пешеходов на перекрестке много - это становится проблемой. На диагональных переходах пешеходы покидают перекресток сразу после перехода и не забивают тротуары.
У такого перехода есть свои особенности. На несколько секунд увеличивается время пешеходной фазы, что немного снижает пропускную способность перекрестка, однако это не всегда приводит к пробкам. Необходима дополнительная разметка, пешеходные светофоры, расположенные в диагональном направлении и знаки, указывающие, что в данном месте можно переходить по диагонали.
Такие переходы появляются не везде, но зато они очень полезны на многих перекрестках. Вот, например, видео про создание перехода в Лос-Анджелесе:
А вот знаменитый переход в Сибуя, Токио:
Вообще, чисто пешеходная фаза на перекрестке (пешеходы в круг) – не всегда лучшее решение регулирования на перекрестке, как раз по причине полной остановки движения (хотя в плане безопасности штука хорошая, конечно). Но учитывая, что мы пока в плане культуры вождения и решения транспортных проблем находимся в 60-х годах и имеем множество перекрестков с такой фазой, то грех не воспользоваться ситуацией и не улучшить жизнь горожан. Поэтому мы оперативно собираем предложения, где необходимо организовать такие переходы. Давайте адреса! Завтра я подам их заместителю мэра Ликсутову, и, возможно, уже этим летом в формате эксперимента мы увидим подобные переходы на перекрестках Москвы.
На наш взгляд, лучше всего подойдут перекрестки с интенсивным пешеходным движением вообще и в диагональном направлении в частности, при этом не сильно загруженные транспортом. То есть, скорее всего, перекрестки на спокойных районных улочках и/или в центре города. Например, как на перекрестке улицы Академика Петровского с Донской.
Напишите в комментариях адреса, где вы считаете нужным и возможным проведение такого эксперимента. Материалы подготовлены участником проекта Probok.net terrific_jams.