Культура

Диего и Фрида: в Манеже показывают мексиканский аналог Pussy Riot

0 18899

«Выставка Фрида Кало и Диего Ривера» — большая вывеска в Манеже. Фрида — это знаково, модно, интересно, это мексиканские краски и густые брови. Диего — толстый живописец, муж Фриды — это предельно абстрактное понимание большинства, за которым — экспозиция, вызвавшая особые впечатления.

© Андрей Грознецкий

Фрида Кало и Диего Ривера — пара художников, популярных очень по-разному, и сами по себе они — портрет века, западного ХХ века. Они никак не счастливая семья, они самовыражаются в живописи и в обществе, они — это эпатаж с одной стороны и сладострастная конъюнктура с другой.

© Андрей Грознецкий

По сути, Фрида Кало — если перевести аналогию на наши дни — это дух разграфиченных сквотов, философии на пособие по безработице, амфетаминовый марксизм, или акции Pussy Riot. Такой вот Frida-freedom-style. Вполне себе мэйнстримовый и вписывающийся в капиталистический уклад. Вот только от разноцветной упоротой массы миллениалов мексиканку отличает наличие безусловного таланта.

Фрида состояла в коммунистической партии, изменила год рождения, чтобы он соответствовал году начала мексиканской революции, участвовала в акциях и даже отметилась связью с Троцким.

Дух времени, текила и яркое сознание, а также физические увечья и перманентная боль — это она, но она ещё и — предельная откровенность и тонкий талант. Выворачивать себя в картинах, с кишками, костями и душой вместе — тоже Фрида.

© Андрей Грознецкий

Но, выставка же не про неё одну, а про Фриду и Диего. Кто же этот Диего? Высокий толстяк с оплывшими глазами, всклокоченный и несколько помутневнший, женился на юной Кало в 43 года, не меняя в связи с этим собственный ритм любовных похождений. У Диего жизнь вообще складывалась удачно, тучно: учёба, первые гранты, отправка в начале ХХ века в Европу на обучение изобразительному искусству, общение с великими того времени, женщины, выпивка, сигары.

По возвращении в Мексику — крупные госзаказы, монументальные росписи, деньги и слава. Даже на выставке в залах с Диего всё последовательно, как в учебнике по рисованию — вот вам натюрморты, вот вам пейзажи, в моде кубизм — вот качественный кубизм, дружит с советским послом — вот портрет его жены, поехал в СССР — вот советские дети на фоне снега, округлённые шапками и пальтишками, нужно расписать министерство — вот вам огромные фрески, нужно обличить США — вот картина притеснения латиноамериканцев капиталистами.

Ну и родные народные образы, куда же без них? У нас такие назывались деятелями соцреализма и тоже неплохо себя чувствовали. Ещё показательный момент — они с Фридой оба были коммунистами, вот только Диего исключили из компартии за то, что он не отказался от дорогого правительственного заказа.

© Андрей Грознецкий

Диего Ривера — художник высококлассный, но приземлённый и конъюнктурный — моё мнение. А Фрида, которую он заметил и которой сказал писать то, к чему лежит душа — то самое откровение, на которое он сам не решался. Конечно, он доставлял страдания ей, что иногда бывает в подобных ситуациях и намеренно, конечно, он способствовал её раскрытию как мировой звезды, но сейчас по мировым выставкам Диего ездит за Фридой, она впереди, и это понятно. Полагаю, он осознавал это при жизни.

© Андрей Грознецкий

Можно сказать, что Ривера — больше художник по профессии, а Кало — художник по призванию. Тем интереснее смотреть их работы в рамках одной выставки. Но начать лучше с осмотра работ Диего.

© Андрей Грознецкий

Что же касается картин Фриды, то они гораздо более личные, по сравнению с ними её политические взгляды, эпатаж, показное сквернословие и разнузданность меркнут, остаются в конкретных десятилетиях, растворяются. Это и отличает художника от акциониста, уж простите. Символизм образов, игра с фонами, со знаками и метафорами — это не передаётся просто словами, поэтому и нужно смотреть.

© Андрей Грознецкий

Мэйнстриму по большей части известны автопортреты Кало, но ряд её работ, представленных в Манеже, меняет данное мнение. Один «Цветок жизни» чего стоит. Или «Цыпленок». Это не гигантские росписи огромного Диего, это как взгляд в глазницу телескопа во внутренний космос.

Поэтому не понимаю девушек, которые копируют Фриду по хайпу — элементы одежды с цветами, гипертрофированные брови, венки в волосах — а ведь она не цветная открытка, а сгусток боли, страданий и иллюзий. Сложнее всё это. Посмотрите, в общем.