Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский прокомментировал открытое письмо коллекционера и арт-дилера Андрея Ружникова, в котором тот обвинял организаторов выставки «Фаберже — ювелир Императорского двора», открытой в Эрмитаже в ноябре, в демонстрации «откровенных подделок».
13 января Ружников, проживающий в Великобритании, опубликовал на сайте по купле-продаже предметов ювелирного искусства послание Пиотровскому, в котором сообщил о попавших на выставку «вульгарных новоделах», имитирующих манеру прославленной мастерской Карла Фаберже.
Бок о бок с прекрасными экспонатами из собраний Эрмитажа, Павловска и Петергофа оказались такие вульгарные новоделы, как фигурка прикуривающего солдата — грубая реплика скульптуры Савицкого из Музея имени Ферсмана, современная копия пасхального яйца «Курочка» (оригинал выставлен в непосредственной близости от Эрмитажа в Музее Фаберже на Фонтанке), так называемое яйцо «Юбилейное свадебное», якобы подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1904 году, и пасхальное яйцо «Александр Невский» в красной эмали, годящееся для сувенирного магазина, но не для витрины главного музея страны. Все это произведения даже не XX, а XXI века, — писал арт-дилер. © ruzhnikov.com © ruzhnikov.comГлавные претензии, впрочем, Ружников адресовал музеям — партнерам Эрмитажа по организации выставки: Русскому национальному музею, Музею Фаберже в Баден-Бадене и Музею христианской культуры в Петербурге. Первый из них он называет «существующим только на бумаге» и «призраком-невидимкой».
Остается только гадать, каким образом фальшивки получили пропуск в Эрмитаж. Является ли причиной некомпетентность кураторов, хранителей и руководства музея, ответственных за строгий отбор и верификацию подлинности произведений, демонстрируемых зрителям под маркой Эрмитажа? Предполагать, что подделки попали на выставку в Эрмитаж благодаря жесткой коррупции, где кто-то шибко важный занес нечто такое в чемодане, от чего невозможно было отказаться, и вовсе не хочется обсуждать, хотя… — добавил арт-дилер.Комментируя выпад Андрея Ружникова, Михаил Пиотровский напомнил, что искусствоведы-дилеры, в отличие от музейных работников, интересуются прежде всего заботой о прибыли от драгоценного товара, а не «поиском знания».
Необходимо учитывать огромную разницу между искусствоведами-дилерами и музейными искусствоведами. Первые призваны купить-продать, вторые — сохранить, изучить и представить. Для первых произведение искусства — товар, для вторых — часть сложного культурного процесса. В наше время существует хорошее взаимодействие, но у него есть границы, определяемые заботой о прибыли у одних и поиском знания у других, — сказал директор Эрмитажа.Что же касается послания, то Пиотровский сказал, что «стиль и жанр так называемого „письма“ делает „ответ“ на него этически невозможным». Ранее директор одного из ведущих музеев России уже писал во вступительной статье к каталогу выставки, что «подлинность каждой появляющейся на рынке новой вещи может всегда быть оспорена и оспаривается. <...> Поэтому всякой новой публикации сопутствует дискуссия».
Есть версия, что Андрей Ружников на самом деле метил в основателя музеев — партнеров Эрмитажа по выставке работ Фаберже. По данным петербургского издания «Фонтанка», основателем Русского национального музея и Музея Фаберже в Баден-Бадене является бизнесмен и коллекционер Александр Иванов, который в прошлом на торгах Christie’s увел у Ружникова из-под носа подарочную табакерку Фаберже с портретом Николая II и ряд других произведений великого ювелира.