Сегодня работа директора – это не только обучать, вдохновлять, организовывать. После недавнего законопроекта о реформе образования, теперь директор – это еще и финансист, и юрист и менеджер и привлекает внебюджетные активы в школу.
Забегу вперед и скажу, что главный приз «Директор школы – 2012» ушел в Санкт-Петербург. Победителем стал Пратусевич Максим Яковлевич, директор физико-математического лицея №239.
Победитель так прокомментировал свое достижение. «Я не ехал за победой. Я всегда своим ученикам говорю: вы не с соперниками боритесь, а с задачкой».
На конкурсе были представители сельских школ. Директор СОШ села Стегаловка, Липецкой области Востриков Игорь Егорович, поделился своими планами на будущее развитие школы: «В планах школы реализация проектов по энергосбережению и внедрение планшетов, вместо обычных учебников. Планшеты соответствуют санитарным нормам и их намного легче носить с собой. Для бюджетирование хотелось бы привлечь частный бизнес. Им наверно не очень интересно с нами работать, но с другой стороны, наоборот, могут сказать, что сельские школы поддерживают».
Организаторы и участники рассказывали, что директор – это очень одинокий человек: со всех сторон давление, и такие мероприятия позволяют выйти из каждодневной рутины, посмотреть на свою работу со стороны, поделиться своими проблемами, быть услышанными и понятыми. Как комментировали участники мероприятия, что конкурс - это своего рода, повышение квалификации, обмен опытом, новые идеи развития.
Кстати, сам конкурс зародился, как дополнительный проект журнала «Директор школы». В 2008 году тиражи издания начали падать, нужно было искать дополнительные возможности бизнеса. Ниша конкурса для директоров оказалась свободной. Конкурсы «учитель года», «школа года» пользовались славой, а про директоров еще никто не говорил.
В этом году ежегодная премия проводилась третий раз. Многое поменялось. Жюри получило еще больше заявок, а лауреаты первой премии и сами стали экспертами и членами жюри, присоединились представители власти. Конкурс проводился при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации. «Когда мы начинали конкурс, мы еще сами не понимали во что мы ввязываемся, а сейчас конкурс устоялся», комментирует главный редактор журнала – Константин Ушаков.
В конкурсе участвовали 356 руководителей школ из 61 региона. Первый заочный этап определял 100 лауреатов. Все желающие могли претендовать на высокий титул, прислав эссе в свободной форме на тему «Человеческие ресурсы: управление развитием». Далее жюри определяло 30 финалистов 10 призеров и 1 победителя.
Критерии отбора оставались тайной экспертного совета, но удалось узнать, что оценивалась возможность находить и решать проблемы, креативный подход, харизмотичность, деятельность.
Были вручены призы в нескольких номинациях. «За внедрение интерактивных технологий в школе», «За организацию межрегиональных и международных образовательных связей», «Профессиональный рост», «За информационную открытость школы и эффективное взаимодействие со СМИ», «Лучший директор сельской школы». Премии в большинстве категорий были профессиональными. Например, в категории «Профессиональный рост» - обучение на Магистерской программе «Управление образованием».
Со сцены многие комментировали, что директор – это не только управленец, но и тот, кто обязательно покажет нравственные ориентиры в жизни. Сделает человека Человеком, растолкует понятия «совесть», «честь» и «достоинство». «Если раньше принцип школы был знания, умения, навыки, то сейчас это то же самое, только новые приоритеты: навыки, умения и знания», - прокомментировал финалист конкурса Ахъядов Руслан Хасаннович, директор гимназии №7 города Грозного.
Возвращая дискуссию в более прагматичное русло, заместитель министра образования Игорь Ремоненко, добавил: «нам никуда не уйти от коммерциализации и надо совместить коммерциализацию и нравственность».
Очень хочется пожелать каждому из них удачи и, как сказал актер театра на Таганке, Влад Маленко в своем небольшом выступлении, посвященному Директору школы - 2012:
Главное все же – не внешность, а дело!
Ибо директорство – тяжелое бремя,
Особенно в наше циничное время!