Экономика

Для авиакомпаний придумали наказание за задержку рейсов

1 792

Комитет Госдумы по транспорту одобрил законопроект, который позволит пассажирам в случае вынужденного отказа от перелета из-за задержки рейса по вине авиаперевозчика взимать с последнего не только провозную плату, но также неустойку в размере 25% от нее.

Документ был внесен в Госдуму в ноябре депутатами от ЛДПР, сообщает «Интерфакс». «В настоящее время со стороны перевозчиков наблюдается злоупотребление своими правами, — поясняют они. — Необходимостью обеспечения безопасности полетов перевозчиками оправдывается любая задержка рейса, вне зависимости от обстоятельств, в результате которых она возникла».

Предлагается также увеличить максимальный размер штрафа за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения, возникшую по вине перевозчика: с 50 до 75% от установленного законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки.

Благие намерения

Законопроект потребует внесения изменений в статьи 108, 120 Воздушного кодекса РФ. По версии авторов, в настоящее время он «заточен» под авиакомпании и не защищает в достаточной мере права пассажиров. Эксперты авиационной отрасли сомневаются в том, что новая инициатива поможет исправить ситуацию.

Реализовать ее на практике будет невозможно, полагает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, поскольку само администрирование данной процедуры, если закон вступит в силу, будет чрезвычайно усложнено. Ведь задержки далеко не всегда происходят по вине авиакомпаний. Они также случаются по вине аэропорта, из-за погодных условий или других внештатных ситуаций. В том числе, по требованиям правил безопасности.

«Допустим, человек зарегистрировался, сдал багаж, а не рейс не пришел, — приводит пример эксперт. — Правила безопасности обязывают авиакомпанию сначала найти багаж этого пассажира, выгрузить его, а потом полететь. На такую процедуру может уйти от получаса до часа. Соответственно, если самолет вовремя не вылетает из одного пункта назначения, скорее всего, обратно он тоже полетит с задержкой. Будет ли это являться виной авиакомпании»?

Очевидно, что быстро определить виноватого, по крайней мере, в условиях аэропорта, не получится. Человек не сможет прийти в кассу и сказать: «Вот, вы задержали рейс, верните мне деньги за билет, да еще заплатите штраф». По сути, ему придется обращаться в суд, который, в свою очередь, будет запрашивать у авиакомпании все обстоятельства дела и потом решать, вернуть пассажиру деньги со штрафом в придачу или нет. «А раз реализовать, пусть даже хорошую инициативу, на практике невозможно, я считаю, у данного законопроекта перспективы нет», — категоричен Роман Гусаров.

Попытки защитить права потребителя можно лишь приветствовать, отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, в ЕС ответственность перевозчика за задержку рейса заметно превышает соответствующий уровень ответственности в России, где компенсация привязана к минимальной оплате труда и абсолютно неадекватна. Поэтому повышение ответственности авиакомпании перед пассажирами, безусловно, важный и давно назревающий вопрос. Но с другой стороны, отрасль и сама сегодня находится в крайне непростой финансово-экономической ситуации. И если сейчас дополнительно нагружать авиакомпании различного рода обязательствами перед клиентами, это не приведет к повышению пунктуальности, но неизбежно ударит рублем по перевозчикам.

Жесткая посадка

«Авиаперевозки в России вот-вот пойдут на снижение, причем, на существенное снижение», — предупреждает Олег Пантелеев. Он поясняет, что российские авиакомпании несут убытки, которые исчисляются десятками миллиардов рублей в год. Данных о финансовых итогах 2015 года пока нет, но его первое полугодие было ознаменовано хоть и не катастрофическими, но грандиозными убытками. Третий квартал немного исправил ситуацию, однако завершился остановкой деятельности «Трансаэро». Четвертый квартал снова оказался провальным для большей части авиакомпаний.

Сегодня, несмотря на продолжающееся падение рубля и рост издержек, перевозчики не только не повышают, но на многих направлениях внутри России снижают свои тарифы, уверяет эксперт. «Это говорит о том, что налетать 15−20 миллиардов рублей убытков только лишь за первый квартал наши авиакомпании вполне себе смогут. Это очень серьезная проблема, которая вызывает большую озабоченность», — говорит он.

Пассажиропоток пока падает вроде бы весьма незначительно — на единицы процентных пунктов, что не катастрофично на фоне предыдущего роста, который измерялся двузначными цифрами. Но это по количеству пассажиров. А вот в пассажиро-километрах объемы упали очень заметно, как раз теми же двузначными цифрами.

«Сокращение международных авиаперевозок привело к тому, что среднее плечо в перевозке стало меньше», — поясняет эксперт. То есть, летать в Сочи и Симферополь все же ближе, чем в Египет и Испанию. И в целом на международных перевозках произошел очень существенный спад, который частично был компенсирован перевозками по России — они даже на протяжении 2015 года показывали рост. Но в значительной степени сохранять клиентов авиакомпаниям удается ценой собственных убытков, то есть, они фактически субсидируют перевозки, и бесконечно это продолжаться не может.

«На этом фоне принятие различного рода новаций, повышающих ответственность перевозчиков, выглядит не совсем своевременно», — резюмирует Олег Пантелеев.

Зачем изобретать велосипед?

Разумным решением, которое может повысить защиту пассажиров, не ухудшив при этом положение авиакомпаний, эксперты считают ратификацию международной Монреальской конвенции. Россия планировала присоединиться к ней еще несколько лет назад, но до сих пор этого не сделала. И пока ответственность российских авиакомпаний регламентируется Варшавской конвенцией, в которой многие положения не прописаны.

По словам Олега Пантелеева, по большому счету, там прописаны лишь ответственность за жизнь и здоровье пассажира, и за сохранность багажа, а об ответственности перевозчика за задержку рейса ничего не сказано. А Монреальская конвенция, в том числе, регламентирует и этот вопрос. «Вполне возможно, что имело бы смысл не придумывать какой-нибудь локальный рамочный закон, а все-таки присоединиться к международной конвенции, тем самым, среди прочего, защитить и права пассажиров, исходя из международных норм и практик», — рассуждает эксперт.

Согласен с ним и Роман Гусаров: «Я сторонник ратификации международных конвенций, которые позволят гражданам России получать те же компенсации, что и иностранцы. Почему мы все время пытаемся изобрести свой велосипед? Давайте возьмем достаточно успешно работающий опыт. Если мы хотим, чтобы наши авиакомпании были конкурентоспособны, они должны быть в равных и правовых, и экономических условиях с западными конкурентами».

Не так все плохо

Компенсации, которые предусмотрены за задержку рейса пассажирам российских авиакомпаний, действительно значительно уступают тем суммам, что получают клиенты иностранных перевозчиков. И на внутренних рейсах рассчитывать на компенсацию международного уровня не приходится. Однако на внешних маршрутах крупнейшие отечественные авиакомпании, по сути, добровольно берут на себя повышенные обязательства и гарантируют такие же условия и компенсации, как и иностранные перевозчики. Такая щедрость продиктована конкуренцией с западными авиакомпаниями, поскольку их российские коллеги заинтересованы в том, чтобы иностранцы летали в их самолетах.

Что же касается пунктуальности, ведущие российские авиакомпании находятся выше большинства своих именитых европейских, американских и азиатских конкурентов, уверяет Олег Пантелеев. У них очень низкий уровень задержек, даже по мировой практике. Однако это не относится к некоторым авиакомпаниям второго эшелона. «Статистика Росавиации показывает, что есть аутсайдеры, которым нужно предпринять еще много усилий для того, чтобы подтянуть этот параметр», — замечет эксперт.

Но в целом сама система авиаперевозок построена так, что авиакомпании не заинтересованы в задержке рейсов, поскольку несут при этом существенные финансовые потери. «Допустим, пришел пилот, сел в самолет и у него пошло рабочее время, — приводит пример Роман Гусаров. — Если рейс задержали часа на четыре или больше, пилот просто обязан отказаться лететь, потому что есть санитарные нормы, и он понимает, что по этим нормам он уже не имеет права лететь, потому что его рабочее время закончится в полете. Понятно, что ему все равно заплатят за это сидение в самолете, а зарплата у пилотов большая. При этом надо будет вызывать сменный экипаж. И пошло, поехало. Это только один маленький фактор, по которому авиакомпании несут потери. Там целый комплекс может быть расходов из-за задержки. Не говоря уже о том, что перевозчик должен поить-кормить пассажиров, а в случае длительной задержки еще и обеспечить им гостиницу».