Политика Религия

Для незалежной церкви Україны настал час сводить счеты с церковью Русской?

4 438

Две православные конфессии, каждая из которых заявляет о своем доминировании на религиозной карте Украины, вступили в открытый конфликт, в котором Украинская церковь Киевского патриархата, активно поддерживавшая Майдан, заняла роль нападающего, а пытавшаяся сохранить нейтралитет Украинская церковь Московского патриархата – обороняющегося.

Каноническая (то есть признанная всеми мировыми поместными православными церквями) Украинская православная церковь является самоуправляемой и обладает правами широкой автономии в составе Московского патриархата.

В ее составе 55 епархий, 76 епископов, 11 400 приходов и почти столько же священнослужителей, 219 монастырей, в которых несут послушание 3 600 монахов и монахинь. Церковь формально возглавляет пользующийся большим авторитетом среди верующих митрополит Киевский Владимир Сабодан, который, однако, давно и тяжело болен и, по всей видимости, находится в бессознательном состоянии, так как в ответственный для Украины час не делает никаких заявлений.

На днях, 24 февраля, руководящий орган церкви – Синод был вынужден избрать местоблюстителя Киевского митрополичьего престола, который будет фактически исполнять обязанности Киевского митрополита. Им стал митрополит Черновицкий Онуфрий, который имеет репутацию человека, преданного идее единства Украинской и Русской церквей.

С другой стороны, на Украине после распада Советского Союза образовалось сразу несколько полностью самостоятельных неканонических церквей, крупнейшую из которых возглавляет преданный анафеме в Русской православной церкви бывший митрополит Киевский Филарет Денисенко.

В 1990 году он проиграл выборы ставшему патриархом Московским и всея Руси митрополиту Алексию Ридигеру, а в 1992 году воспользовался националистическими настроениями в бывшей УССР и ушел в раскол.

За Филаретом последовала меньшая часть украинского духовенства, сам он принял титул патриарха Киевского и вся Руси-Украины, а затем принялся небезуспешно налаживать связи с политическим руководством страны.

Однако за 22 года у Филарета так и не получилось добиться официального признания своей церкви со стороны православных церквей мира, но все же удалось войти в состав той части украинского истеблишмента, которая всячески подчеркивала независимость Украины от России.

При этом в западных областях Украины Киевскому патриархату приходится бороться за симпатии националистически настроенных граждан и конкурировать с подчиняющейся папе Римскому Украинской греко-католической церковью.

Приходов у Киевского патриархата всего лишь 4300, при 33 епархиях, однако в своем последнем интервью радиостанции «Эхо Москвы» патриарх Филарет заявил, что несмотря ни на что, по числу верующих его церковь все равно опережает Украинскую церковь Московского Патриархата.

Следует отметить, что точно сосчитать количество мирян каждой церкви Украины трудно, так как в плане вероучения и обрядов между канонической и непризнанной церквями никаких различий нет, а неискушенному человеку легко спутать одну с другой и случается посещать храмы сразу обеих.

С началом мирных, а затем и далеких от этого понятия протестов на Украине, патриарх Филарет занял позицию на последовательную поддержку оппозиции. Киевский патриархат выставил своих священников на дежурство на сцену Майдана, предоставил протестующим в распоряжение территорию близлежащего Михайловского Златоверхого монастыря, а сам Филарет демонстративно отказался от ордена «За заслуги» I степени, которым наградил его президент Виктор Янукович.

В разгар силового противостояния на Майдане, 20 февраля, Синод Киевского патриархата перестал поминать за богослужением еще действовавшую тогда власть по причине того, что она «начала применять огнестрельное оружие, в частности, снайперское и автоматическое оружие, против украинского народа», что на церковном языке означает разрыв всяких отношений. При этом ранее Филарет никогда по отношению к украинским властям фрондерством не отличался, а еще в декабре 2013 года в том же интервью «Эху Москвы» свои отношения с Януковичем оценивал как нормальные.

После бегства Януковича из Киева и победы Майдана оппозиционно настроенные граждане стали обвинять Украинскую церковь Московского патриархата в том, что она прячет президента и отказывается отпевать людей, убитых в столкновениях с «Беркутом». Под этим предлогом духовенством и мирянами Киевского патриархата 25 февраля была совершена попытка захвата кафедрального Преображенского собора в городе Сумы в северо-восточной части Украины, которая окончилась неудачно, однако напоследок они пообещали забросать собор и епархиальное управление «коктейлями молотова».

Распространённый депутатом Верховной Рады от «Батькивщины» Александром Бригинецем слух о том, что Янукович прячется в одном из монастырей Московского патриархата, едва не привел к захвату вооруженными «защитниками Майдана» одного из главных украинских монастырей – Почаевской Лавры.

В социальных сетях можно найти видео, на котором видно, как митрополит Почаевский Владимир до земли кланяется верующим, собравшимся по звону набата в стенах лавры и не допустившим ее захвата, и называет слухи об укрывательстве Януковича «бредом». Подобные попытки «людей в масках» предпринимались и в отношении Киево-Печерской лавры.

26 февраля в Москве Высший церковный совет Московского Патриархата официально заявил о «неприкрытых угрозах в отношении святынь Украины, чтимых православными верующими во всем мире и законно находящихся в ведении канонической Православной церкви». Свою озабоченность угрозами выразил МИД России.

В результате поднявшейся среди верующих волны возмущения Киевский патриархат был вынужден отмежеваться от действий собственного духовенства, и в очередной раз предложил всем православным церквям Украины объединиться, вместе с тем отметив, что «тесные отношения с бывшим президентом, провокационные заявления некоторых архиереев и священников Московского патриархата в отношении активистов Майдана вызвали у значительной части общества справедливое возмущение».

Тем не менее, вопрос о том, как и за чей счет пришедшие к власти в результате переворота в Киеве лидеры оппозиции будут расплачиваться с Киевским патриархатом за оказанную поддержку пока остается открытым.