Банк России ожидает положительного исхода судебного разбирательства против Euroclear и рассчитывает на возврат российских резервов, которые, как утверждается, были неправомерно использованы странами Европейского союза. С данной позицией выступил Кирилл Дмитриев, специальный представитель президента РФ и руководитель Российского фонда прямых инвестиций. Дмитриев отметил, что ошибки европейских бюрократов, действующих под прессингом, будут иметь последствия.
По его словам, использование резервов России без согласования с Центральным банком Российской Федерации противоречит закону, что подрывает доверие к резервной системе, сформированной США, и ведет к дополнительным издержкам. Он также выразил уверенность в том, что Россия одержит победу в судебном процессе и вернет свои активы, добавив это утверждение в своем аккаунте в социальной сети X.
По информации пресс-службы арбитражного суда Москвы, Банк России подал иск против Euroclear, требуя 18,1 трлн рублей. В Банке сообщили 12 декабря о намерении обратиться в Арбитражный суд Москвы с иском против Euroclear. Причиной разбирательства стали действия Euroclear, которые ЦБ РФ считает незаконными и наносящими ущерб. Регулятор подчеркнул, что механизм исполнения судебного решения за счет активов ответчика будет определен после окончательного вступления этого решения в силу, будь то активы, находящиеся в дружественных или недружественных странах. Ущерб включает заблокированные средства и ценные бумаги ЦБ РФ, а также упущенную выгоду.
Подача иска во многом обусловлена публично заявленными планами Еврокомиссии по бессрочной заморозке средств ЦБ РФ, и их последующим использованием в интересах третьих лиц. ЦБ также сообщил о намерении защищать свои интересы не только в национальных арбитражах, но и в международных судах, с возможностью приведения в исполнение судебных решений на территории государств—членов ООН.
По данным, предоставленным ЕС и странами G7, около 300 миллиардов евро российского имущества заморожены, из которых 185 миллиардов хранятся в Euroclear в Бельгии. Еврокомиссия пытается убедить страны ЕС экспроприировать российские активы под предлогом «репарационного кредита» для финансирования нужд Украины в 2026–2027 годах.