Основную функцию политического влияния с либеральных позиций - буквально роль главной либеральной политической партии нашей страны — продолжают выполнять СМИ, убежден Главный политический эксперт Кремля Дмитрий Бадовский. Об этом он рассказал в интервью, опубликованном в четверг в газете «Московский комсомолец».
«Естественно, СМИ действуют с помощью методов, которые им понятны. Но газета живет один день, новость живет два часа. Вот так и получилось, что в нашей политике совершенно гипертрофированную роль играют медийные, пропагандистские и контрпропагандистские технологии», - заявил Бадовский. Он также отметил, что из-за того, что в нашей стране «сильные либеральные медиа» и практически нет уравновешивающих их «серьезных, общенациональных консервативных СМИ», на данный момент не существует нормальной «точки сборки» для нормального консервативного политического сообщества». «И нет надежного «фильтра», отделяющего — выразимся так для простоты — здоровый консерватизм от радикализма или же дремучести», - посетовал эксперт.
Бадовский также обратил внимание на существующую «проблему недоверия» — едва ли не главную проблему современной российской политики. По его словам, эта проблема «преодолевается только действиями, ощутимыми изменениями». «Недобросовестное политическое поведение должно на практике начать сталкиваться с реальными санкциями. Только тогда проблема недоверия начнет сниматься и в конечном счете может быть преодолена», - подчеркнул Бадовский.
Он пояснил, что инициированные за последнее время громкие антикоррупционные расследования являются очевидным примером того, что власть намерена системно действовать в данном направлении. «Новые законы о контроле за расходами чиновников или о запрете для них иностранных счетов должны . Другое дело, что эти расследования должны быть доведены до конца, а новые законы — всерьез заработать. Почему, как вы думаете, появился тот же закон о запрете иностранных банковских счетов? Потому, что некоторые вещи должны быть понятны элите на уровне даже не политической культуры, а простых правил — приличия в политике», - заявил политолог.
Бадовский убежден, что «прецедент Пехтина» является довольно заметным событием в политической жизни страны. «Оппозиция может, конечно, сколько угодно злорадствовать и иронизировать на эту тему в Интернете. Но за этим улюлюканьем легко упустить главное: что изменилось после поступка Пехтина? А изменилось, с моей точки зрения, вот что: отныне любому политику — будь то представитель «Единой России» или лидер уличного протеста — будет крайне сложно поступать иначе в аналогичных ситуациях», - отметил эксперт. «Если такие тенденции появляются, то они практически уже никак не могут быть остановлены», - добавил он.
К одной из основных проблем эксперт относит неуемные амбиции российских политиков, которые считают: «или президентом, или никем». «В современной России очень много политических спринтеров и очень мало политических стайеров. Всем хочется всего и сразу. Идея, что надо сначала состояться как политик местного уровня и только потом идти на уровень федеральный, нашим слугам народа не близка. И в этом, с моей точки зрения, их самое слабое место», - констатировал Бадовский. Вместе с тем он убежден, что «многие оппозиционные политики — особенно новые, молодые, пока не слишком известные активисты в регионах — рано или поздно по достоинству оценят решение Путина о переходе к смешанной системе на выборах в Госдуму». «Теперь у них есть основания планировать и строить свою политическую карьеру всерьез и надолго. Если они, конечно, хотят мыслить долгосрочными категориями, а не играть в вождей революции», - резюмировал политолог.
Бадовский считает, что в политической жизни страны сейчас происходит «активная фаза изменений», а нынешняя властная команда поставила перед собой «совершенно определенную цель». «К следующим выборам в Думу в 2016 году мы должны иметь совсем иную модель публичной политики», - отметил он.
По словам эксперта, после парламентских выборов 2016 года большинство в Госдуме по-прежнему будет у действующей власти. Но это большинство будет коалиционным с партийно-политической точки зрения. Правящий класс будет близок к двухпартийной модели — огрубленно, как те же республиканцы и демократы в США. Иные партии, помимо «Единой России», будут контролировать до 10 губернаторских постов в стране и иметь коалиционное большинство в ряде городских и региональных законодательных собраний. «А к президентским выборам 2018 года у нас, вполне возможно, вызреет и институт ответственного перед парламентом правительства», - пояснил Бадовский.
Главный политический эксперт Кремля рассказал, что если наблюдать за динамикой путинского рейтинга начиная с 2000 года, то нынешние показатели являются «средними и вполне устойчивыми». Он отметил, что в 2006—2010 годах рейтинги власти были повышенными. «Сначала это было связано с экономическим ростом середины первого десятилетия века. Затем — с выборным циклом 2007—2008 годов. В тот момент был запрос на стабильность и преемственность, на то, чтобы Путин остался в политике», - пояснил Бадовский. «Ну а с конца лета 2012 года все рейтинги и показатели доверия находятся в достаточно стабильном состоянии: они соответствуют средним показателям по всем 2000-м годам», - заключил он.