Премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил курс рубля стабильным и посоветовал гражданам хранить свои сбережения именно в российской валюте.
«На валютный курс всегда оказывает влияние целый ряд параметров, — сказал Медведев. — Мировая финансовая система, внутреннее состояние экономики. Применительно к нашей стране совершенно понятно, что внутреннее состояние экономики в значительной степени продиктовано ценами на углеводороды, плюс другие факторы, включая внешние шоки типа санкций».
По словам премьера, сейчас на курс рубля давят цены на нефть и санкции, однако это давление «все-таки не такое, чтобы он был таким волатильным, как несколько лет назад».
Он также подчеркнул, что не стоит ожидать колебаний рубля в канун Нового года, как это было в 2014-м и 2015-м: «Ничего подобного в этом году не прогнозируется, эта ситуация невозможна».
На чем основана такая уверенность премьер-министра? Или это то, что принято называть «словесной интервенцией» с целью «заговорить» экономику?
Курс рубля решится в Вене?
Убежденность Медведева в том, что рубль не двинется с места, основана на знании им итогов переговоров между Россией и Саудовской Аравией, в свою очередь уверен директор аналитического департамента ИК «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.
«Что бы ни говорили некоторые аналитики о том, что в последние месяцы рубль „отвязался“ от цен на нефть, в реальности это не совсем так. Рубль стабилен сейчас потому, что его поддерживает соглашение „ОПЕК плюс“. По нему Россия и Саудовская Аравия достигли соглашения о стабилизации цен на нефть. Почему бы Медведеву не быть уверенным и в стабильности рубля?» — сказал он «Ридусу».
Как только цена на нефть начинает превышать уровень годичной давности на 10—20%, это приводит к повышательному тренду курса рубля, добавляет аналитик.
Соглашение «ОПЕК плюс» было заключено в конце 2016 года. Оно предполагает сокращение объемов добычи нефти в течение первого полугодия 2017-го примерно на 1,2 миллиона баррелей в сутки. Почти сразу же к этим договоренностям присоединились 11 других нефтедобывающих стран, включая Россию.
Ожидается, что группа «ОПЕК плюс» продлит в четверг соглашение о сокращении нефтедобычи до марта будущего года.
Палка о двух столпах
Уверенность Медведева зиждется на двух столпах: «нефтяном» и «бюджетном», высказывает мнение сотрудник Центра изучения проблем центральных банков РАНХиГС Павел Трунин.
«Что касается нефтяной „гарантии стабильности“, здесь я полностью соглашусь с господином Крыловым: если цена на нефть будет колебаться в коридоре плюс-минус 20%, то курс рубля на это реагировать не будет ни в ту, ни в иную сторону. Соглашение „ОПЕК плюс“ такую гарантию дало — во всяком случае, на период действия этого соглашения», — сказал он «Ридусу».
Другой гарантией того, что рубль резко не обвалится (впрочем, как резко и не подорожает), служит установившееся равновесие между желанием правительства национальную валюту удешевить и усилиями Центрального банка курс рубля удерживать от удешевления.
«Мотивация правительства диаметрально противоположна мотивации ЦБ. Первое заинтересовано в переводе валютной выручки в максимальное количество рублей, чтобы финансировать расходы бюджета. Второй заинтересован в таргетировании инфляции. Сейчас равнодействующая этих стремлений оказалась равной нулю, что и „заморозило“ обменный курс», — объясняет эксперт.
В октябре Минфин обнародовал долгосрочный прогноз федерального бюджета, в основу которого заложил хроническое обесценение рубля. Падение российской валюты, по этому прогнозу, начнется в 2018 году и будет продолжаться вплоть до 2035 года, когда за 1 доллар будут давать 82,5 рубля.
Через несколько недель глава ЦБ Эльвира Набиуллина сделала ответный выпад, заявив об обеспокоенности высокими инфляционными ожиданиями среди россиян.
Именно в силу этого «пата» между Минфином и ЦБ рост цен на нефть, отмеченный в течение 2017 года, слабо повлиял на курс рубля, который не вырос вслед за ними.