Мариуполь меняется на глазах. Картина всё ещё удручающая, но строители работают без выходных, поэтому динамика изменений очень заметна.
Ещё в сентябре многие дома собирались сносить, а теперь их начали восстанавливать. И вот уже почти все дома вокруг нас стеклят, постепенно подключают к системе отопления, всё больше светящихся окон по вечерам. Значит, людям создали минимально комфортные условия для того, чтобы они смогли пережить эту зиму.
Я сожалею, что мало фотографировала осенью да и раньше, в мирное время. Сейчас уже можно было бы увидеть изменения, а позже так и вовсе сравнила бы, как было и как стало. Ну, настроение было другое…
В центре уже завершают строительство двух новых жилых микрорайонов, ещё один на Черёмушках на подходе. А у нас на левобережье немного другая картина.
Во-первых, много домов сносят, порой целыми кварталами. Вот, например, на карте красным выделен квартал, где заканчивают сносить последние дома.
Это часть той самой «красной зоны», куда я ходила свою трудовую искать. Там сейчас «open space», работают бульдозеры, экскаваторы и прочая тяжёлая техника. Пока что разрушают то, что осталось, а с нового года начнут возводить новый жилмассив.
Я не рискнула идти туда, где работает техника, да меня и не пустили бы. Сделала несколько кадров с Азовстальской и из окна разбитой пятиэтажки, что на противоположной стороне улицы. И то выше третьего этажа подниматься не рискнула, потому что место там «не атмосферное».
Здесь когда-то была самая длинная в городе пятиэтажка.
А это внутри того дома, откуда я снимала:
Было две квартиры, а стала одна…
За этой «свечкой» была плотная застройка, а сейчас — пустырь. Все, что пониже, уже убрали, осталось снести пару-тройку высоток, типа этой. Догадываюсь, что для сноса высоток простого экскаватора маловато. Поэтому их оставили на потом.
А вот то, что осталось от хлебозавода:
Печально. Раньше, бывало, выходишь на этой остановке, и воздух пахнет хлебом. Теперь ничем не пахнет.
А по этой ссылке, кому интересно, общая карта города с отмеченными на ней зданиями под снос. Согласна, жуткая картина.
Собственно, целью моей сегодняшней прогулки по левобережью было своими глазами увидеть, как меняется обстановка в нашем районе. Если кратко, то много сносят, много восстанавливают, а также взялись довести до ума недострой — целый микрорайон, брошенный много лет назад нашим местным бизнесменом Александром Тарутой. Он так лихо начинал строительство, такие перспективы обрисовывал, но город так и не увидел обещанного. С тех пор в народе бизнесмена прозвали Саня Недострой, о чём мне рассказал один таксист, а сама я о вышеназванном бизнесмене ничего не знаю, поскольку он мне неинтересен. Первое, что выдает Гугл об этом человеке, можете прочесть на данном скриншоте:
Выдающаяся личность, сразу понятно.
И вот теперь знаменитый квартал-призрак преображается на глазах. Наконец-то! Своих фотографий объекта у меня нет, потому что на стройке не место зевакам вроде меня. С трудом, но отыскала один сюжет месячной давности. Сойдёт.
UPD. Нашла видео лаконичное и толковое:
От себя добавлю, что дома в этом квартале уже активно стеклят, у одного из зданий практически готов фасад. Привет Таруте!
Идём дальше! Бывшая гостиница «Азовсталь».
Много лет она простояла бесхозно, в 2015 году были планы отремонтировать ее и отдать переселенцам из Донецка, но в итоге она так никому и не досталась. В процветающем городе не нашлось средств на ремонт?
А это было здание районной администрации. Снаружи вполне прилично выглядело, а внутри — кошмар: скрипучие полы, темные коридоры, обшарпанные стены. Я тут, кстати, замуж выходила! За 25 лет — интерьер без изменений.
Я также прошлась по улице Пашковского. Там в основном старая послевоенная застройка. Дома большей частью двух- и трехэтажные. Некоторые — под снос, но многие восстанавливают. Видимо, крепенькие домишки всё-таки. Говорят, строились они пленными немцами. Ну, там и стиль такой, не характерный для соцреализма. Что бросилось в глаза, везде меняют крыши. Получается очень симпатично. Когда обновят фасады этих домиков, улица будет, как игрушечка.
А это уже проспект Победы.
Ещё в сентябре я была уверена, что эти двухэтажки снесут, но нет, их тоже восстанавливают. Крыши и окна здесь уже новые.
Угол дома был разрушен. Здесь видно, как его заново отстраивают.
А неделей раньше я побывала на Восточном и наблюдала интересное: в многоквартирном доме обрушились плиты, и сейчас там укладывают новые, при этом в доме живут люди!
Я и предположить не могла, что такое возможно. А вот же ж…
В моем микрорайоне, к слову, тоже есть многоэтажки с подобными разрушениями. С нетерпением жду, когда их начнут восстанавливать, чтобы понаблюдать за процессом. Какая всё-таки интересная профессия — строитель!
Кстати, о строителях. Я шла мимо их контейнерного городка. Много рассмотреть не получилось, потому что городок огорожен и охраняется.
Но мне рассказали знакомые ребята (строители из Москвы) о том, как в этом городке устроен быт. В общем, контейнеры ставят один на другой. Получается первый этаж и второй. Внутри тепло, но тесновато, потому что в каждом контейнере проживают не менее шести человек. На территории городка имеются душевые и туалеты, но они размещены отдельно, и к ним всегда очереди. Есть и своя прачечная, а также общая кухня. Такой вот нехитрый быт.
Рядом с нашим домом, как я уже рассказывала, тоже базируются строители. Но они разместились в детском саду. И живут в нем, и ремонтируют. Тоже условия не самые лучшие, но справляются как-то. Говорят, что и в худших условиях приходилось жить.
Какие ещё у нас новости? Школу уже стеклят, завезли материалы для ремонта кровли.
Соседние дома начинают потихоньку преображаться.
То, что этой зимой нам замёрзнуть не дадут, это очевидно. Однако в наших краях всё ещё невесело, это понятно по моим фотографиям. Если постоянно сидеть дома и не смотреть в окно, то нормально, как в мирное время: тепло, тихо и спокойно. Кошки, кстати, тоже не жалуются. Облюбовали наш подвал, расселись на трубах отопления — зимуют!
На этом прощаюсь. Всем мира и добра. До новых встреч на страницах моего журнала!
Продолжение следует.