На Украине был поезд Мариуполь-Львов, за один день и четыре часа пересекавший страну с востока на запад. Самая длинная дистанция, самое долгое время в пути. Комфорта — ноль, безопасность под вопросом, что ни поездка, то испытание на прочность и брезгливость.
Именно прокатившись на нем несколько раз, я стала избегать пользоваться услугами Укрзалізниці в принципе. И я сейчас не наговариваю, не придираюсь к мелочам, не пытаюсь очернить светлое имя Укрзалізниці или, не дай бог, Украины.
Вот даже не стану писать о грязи, тараканах, мутных стеклах, неприкрученных полках, протекающих крышах, вонючих туалетах, сыром белье, вереницах коробейников, бродящих по вагонам и торгующих чем попало, и прочей жути. Не буду травмировать вашу психику.
Кому доводилось ездить этим поездом, те со мной согласятся, что поезд Мариуполь-Львов не для слабонервных, а особо любопытные могут найти в интернете отзывы о нем, прочесть и убедиться в том, что я не преувеличиваю.
Ладно бы он один такой был, но многие поезда Укрзалізниці уж очень уставшие: хоть Мариуполь-Одесса, хоть Мариуполь-Харьков, Мариуполь-Киев. Хорошо хоть страна была не очень большая, и можно было найти альтернативу железке: где автобусом доехать, где Блаблакаром… Тоже не особо комфортно, зато быстро!
Обстоятельства сложились таким образом, что страна внезапно увеличилась. Как ни крути, а поездом теперь путешествовать удобнее всего. И вот он, красавец, двухэтажный поезд Москва-Кисловодск.
И еду на таком в первый раз, и вижу впервые в жизни. Абсолютно точно могу сказать, что он у РЖД не один такой, народ уже успел привыкнуть к ним, чистоту, порядок и комфорт принимает спокойно, как должное. Я же смотрела на этот поезд, как на космический корабль. Хорошо еще, что у меня была посадка ночью, и я не особо рассматривала, что там внутри и как все устроено в поезде.
Синдром жертвы Укрзалізниці даёт о себе знать. Нас так долго приучали довольствоваться малым и быть счастливыми, не возмущаться и ничего не требовать. Не будучи избалованной комфортом от Укрзалізниці, я не рассчитывала на особенные условия и тут. Вошла в свое купе с намерением сразу же улечься спать, но вместо этого начала чудить. Телефон разряжен! Где бы найти рабочую розетку? Конечно в купе проводников, как во всех нормальных поездах Украины! Туда я и направилась добывать электричество, вероятно, надеясь обнаружить там кучу переносок, куда можно было бы воткнуться до утра… Какою же неожиданностью для меня было узнать, что у меня в купе есть и индивидуальная розетка, и подсветка, и даже вайфай! Ещё большим сюрпризом оказалось чистое и сухое постельное белье, а также чай или кофе в любое время дня или ночи. Что такое? Неужели нам здесь рады?
И это я ещё не знала, какие открытия ожидали меня на следующий день! Все, что не удалось рассмотреть ночью, стало доступно утром.
Ни тебе грязных стен, замызганных подушек, затоптанных ковриков, вечно падающих шторок, держащегося на честном слове столика, мутных стекол, сквозь которые ничего не видно. Все или абсолютно новое или в идеальном состоянии. Дверь плавно и бесшумно открывается и закрывается, со стороны купе на ней зеркало во всю высоту. На столе лежали какие-то карточки с номерами мест. Это было ни что иное, как электронные ключи от купе.
В комплекте с бельем нашлось белоснежное полотенце, и у меня впервые не возникло сомнений насчёт того, стоит ли воспользоваться им. Кстати, это был первый туалет в поезде, в котором не было противно находиться. Никаких неприятных запахов, луж на полу, незакрывающихся дверей, бумага (в том числе и сменные накладки на унитаз), мыло в диспенсере — пожалуйста! Более того, туалетами можно пользоваться даже во время стоянок. Санитарные зоны и педалька, на которую нажмёшь и увидишь шпалы, в прошлом.
Увиденное изумило меня.
Укрзалізниця, шах и мат тебе! Я даже вернулась в купе за телефоном, потому что такое необходимо фотографировать на память. Ведь кому рассказать — не поверят. Дожила… фотографирую туалет!
А потом вернулась снова, потому что поняла, что, ошарашенная новым открытием, умылась холодной водой (первой, которая из крана потекла), а теперь мучилась вопросом, была ли в кране и горячая вода тоже? Нас ведь как Укрзалізниця приучила? Течет из крана мокрая и жидкая субстанция — радуйтесь, что она там вообще есть, и не гавкайте! А тут открываю кран… Да ладно! Тепленькая побежала…
Ну, знаете ли, нельзя же так издеваться. Я, может, не подготовлена была. Я же приехала в край, где (по легенде) не знают унитазов, микроволновка считается роскошью, а Нутелла — деликатес, и вдруг такое. Как любит говорить одна моя знакомая, «От нас определенно скрывают правду!»
Уступая просьбам своих друзей, от души насмеявшихся, слушая по телефону мой сравнительный анализ украинского и российского поездов, я делаю этот пост общедоступным, то есть портал в ад сегодня будет открыт.
Уважаемые соотечественники с обеих сторон, не стесняйтесь. Россияне могут рассказать мне о том, что не все поезда у РЖД настолько хороши. Вам, безусловно, виднее. И я обещаю в следующий раз выбрать поезд попроще и рассказать, сильно ли он отличается от украинских.
Украинцам разрешаю обличить меня во лжи, в продажности и ещё в чем-нибудь. Не забудьте упомянуть ту единственную современную скоростную электричку, которую показывают во всех сюжетах об Укрзалізнице. Кстати, она же изначально должна была курсировать между Киевом и Донецком, но как-то зимой застряла на полпути, и пассажиров из нее эвакуировали. Представьте, я там была! Так сказать, живой свидетель неудачной попытки европеизировать Укрзалізницю.
В туалете поезда Москва-Кисловодск я вдруг подумала о Петре Порошенко с его эффектным «Прощай, немытая Россия!..» Захотелось ему ответить: «Немытая? Дядя Петя, ты дурак? Петр Алексеевич, вы серьезно?»
Всем добра и до скорой встречи!