Авто Бизнес Экономика

«Дни славы» мировых автопроизводителей в Китае прошли

0 6997

Иностранные автопроизводители десятилетиями доминировали на автомобильном рынке Китая, продавая миллионы автомобилей и получая огромные прибыли. Но теперь эта золотая эра подходит к концу. Стремительный рост китайских производителей электромобилей вроде BYD и Xpeng переворачивает с ног на голову крупнейший рынок легковых автомобилей на планете и оставляет глобальных автогигантов в проигрыше. Последним признаком данной ситуации являются серьёзные проблемы Volkswagen (VW).

Китай — крупнейший рынок сбыта для VW, но за последние три года поставки туда сократились более чем на четверть: до 1,34 миллиона в первой половине этого года. В прошлом году компания уступила BYD звание самого продаваемого на китайском рынке автомобильного бренда, которое она удерживала с 2000 года.

Но Volkswagen, второй по величине автопроизводитель в мире после Toyota, не является единственным автоконцерном, у которого возникли проблемы. Ford и General Motors наблюдают снижение продаж и доли рынка в Китае, поскольку местные потребители отвергают зарубежные бренды, предпочитая покупать отечественные марки.

По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), в июле доля иностранных автопроизводителей в продажах автомобилей в Китае снизилась до 33% с 53% в том же месяце двумя годами ранее.

Автозавод Volkswagen. © ru.wikipedia.org

Прибыль автопроизводителей в Китае находится под давлением. Согласно финансовой отчётности за закончившийся 30 июня квартал, доходы от совместных предприятий Toyota в Китае упали на 73% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Совместные предприятия GM в Китае, каковых в стране насчитывается десять, в этом году и вовсе сообщили о квартальных убытках. В прошлом году продажи американского автопроизводителя в Китае сократились вдвое с пикового показателя в 4 миллиона автомобилей в 2017 году до 2,1 миллиона.

«Очень немногие люди зарабатывают деньги в Китае. Ценовая война, которая идёт сейчас, это гонка на выживание», — заявила генеральный директор компании Мэри Барра.

Жестокая и продолжительная ценовая война за электромобили в Китае затронула несколько местных автопроизводителей. Иностранным игрокам рынка пришлось реструктурировать бизнес или закрыть некогда обширные предприятия в стране.

В октябре японская Mitsubishi Motors объявила о прекращении производства автомобилей на совместном предприятии в Китае после нескольких лет снижения продаж.

Honda, Hyundai и Ford предприняли решительные шаги с целью сокращения расходов, включая увольнение персонала и закрытие заводов, напоминает CNN.

«Славные времена высоких темпов роста и огромных прибылей в Китае прошли. Если вы являетесь массовым брендом в Китае, ваши дни сочтены», — предупреждает Майкл Данн, ветеран автопрома и генеральный директор специализирующейся на электромобилях консалтинговой компании Dunne Insights.

Чудо Tesla

Для мировых автогигантов внезапная перемена в судьбе произошла после примерно двух десятилетий непрерывного роста продаж и прибыли в Китае, начиная с нулевых годов этого века. Концерны Volkswagen и GM, которые пришли в страну раньше других, получают финансовые выгоды ещё дольше. По словам Данна, ощущение, что хорошие времена никогда не кончатся, было настолько сильным, что один из руководителей автомобильной компании пошутил: «Мы здесь зарабатываем больше денег, чем Бог».

После того как в середине 2010-х годов китайское правительство начало вкладывать деньги в местных производителей электромобилей и аккумуляторов в соответствии со стратегией лидера КНР Си Цзиньпина «Сделано в Китае к 2025 году», иностранные автопроизводители продолжали наращивать долю рынка. Китайские потребители по-прежнему предпочитали обычные автомобили известных брендов.

Но затем появилась Tesla.

В декабре 2019 года первая Tesla Model 3 сошла с конвейера в Шанхае, после чего всё изменилось. «За одну ночь словно произошло чудо», — вспоминает Данн, назвав этот этап грандиозным поворотным моментом. Производство Tesla Model 3 в Шанхае изменило представление потребителей об электромобилях. Они стали «новой крутизной», добавил он.

Tesla Model 3. © ru.wikipedia.org

По словам эксперта, Tesla произвела «эффект ореола» на китайских производителей электромобилей вроде BYD, Neo и Li Auto, которые в течение нескольких лет неуклонно совершенствовали свои электромобили и были готовы извлечь выгоду из внезапного всплеска спроса.

Международное энергетическое агентство прогнозирует, что продажи электрических и подключаемых к сети гибридных автомобилей в Китае в этом году достигнут 10 миллионов, что составляет почти половину продаж автомобилей в стране по сравнению с 1,1 миллиона четыре года назад.

Смена поколений тоже помогла китайским брендам.

«В девяностых и нулевых годах многие автомобили покупали родители, которые не доверяли ни одному из китайских брендов. Нынешний рынок — это их дети, которые выросли, покупая товары на Alibaba или JD.com, используя WeChat, поэтому мысль о покупке китайского бренда уже не имеет такого негативного оттенка», — сказал CNN управляющий директор консалтинговой фирмы Sino Auto Insights Ту Ле.

Авторитетные традиционные автопроизводители были застигнуты врасплох резким переходом Китая на электромобили. Выбор времени только усугубил ситуацию: спустя несколько месяцев после того как Tesla повысила спрос на электромобили, Китай на долгие годы оказался в карантине из-за пандемии коронавирусной инфекции.

Руководители автогигантов не могли каждый год посещать Китай, чтобы своими глазами увидеть, что происходит, пояснил Ле. Когда до них всё-таки дошло, насколько сильно их фирмы отстали во всём — от программного обеспечения для автомобилей и скорости производства до технологии аккумуляторных батарей и контроля цепочек поставок, имеющих решающее значение для производства электромобилей, — было уже слишком поздно восстанавливать утраченные позиции.

В прошлом году BYD продала рекордные 3,02 миллиона автомобилей по всему миру, включая подключаемые гибриды, что на 62% больше, чем в 2022 году. Для сравнения: Volkswagen поставил 1,02 миллиона электромобилей и подключаемых гибридов, что на 26% больше, чем в 2022 году. Тем временем Tesla, которая производит только полностью электрические автомобили, продала 1,8 миллиона штук.

«Мировые автопроизводители были застигнуты врасплох из-за электромобилей, убаюканные многолетними успехами в продаже автомобилей с бензиновым двигателем», — написал Данн в недавнем информационном бюллетене.

По его словам, почти все некитайские бренды испытывают шок, наблюдая, как исчезает их доля на рынке.

Новый центр мирового автопрома

Китайские производители электромобилей не довольствуются успехом только у себя на родине. Экспорт легковых автомобилей в стране стремительно растёт: в прошлом году он увеличился более чем на 60% по сравнению с предыдущим годом и превысил четыре миллиона единиц. По некоторым показателям это сделало Китай крупнейшим в мире экспортёром автомобилей, опередившим Японию и Германию.

Согласно данным CPCA, более четверти этого экспорта приходится на электромобили. По прогнозам UBS, к 2030 году доля китайских автопроизводителей на мировом рынке электромобилей может удвоиться и составить примерно треть, а европейские компании в результате понесут наибольшие потери на рынке.

Нависшая над знаменитой автомобильной промышленностью Европы и Северной Америки угроза вызвала волну повышения тарифов на электромобили китайского производства. Но пока неясно, будет ли ввод более высоких пошлин достаточным фактором для остановки натиска.

Собственный рынок Китая слишком велик, чтобы с него можно было полностью уйти. Мировые автопроизводители активно сотрудничают с местными компаниями. В прошлом году Volkswagen купил 5% акций Xpeng за 700 миллионов долларов и договорился о стратегическом партнёрстве для совместной разработки автомобилей, пытаясь обратить вспять спад своих продаж в Китае.

Несколько месяцев спустя компания Stellantis, производящая автомобили Citroen, Fiat и Peugeot, приобрела 20% акций китайского производителя электромобилей Leapmotor примерно за 1,5 миллиарда евро. Начиная с этого месяца, она начнёт продажи автомобилей Leapmotor в девяти европейских странах, что подчёркивает растущее влияние китайских брендов электромобилей на зарубежных рынках.

Китайские автопроизводители быстро расширяют своё присутствие на мировом рынке. BYD планирует построить заводы в Таиланде, Венгрии и других странах. Компания покупает своего немецкого дистрибьютора Hedin Electric, поскольку планирует расширить присутствие в Европе.

Пока глобальные бренды пытаются решить, как им конкурировать с китайцами, Китай становится новым центром мировой автомобильной промышленности, резюмирует Данн.