Военные конфликты Политика

Доброе слово и револьвер

0 33657

Есть такая расхожая цитата: «С помощью доброго слова и револьвера вы можете добиться гораздо большего, чем только одним добрым словом». Очень подходит к текущему моменту. Практически фраза недели.

Фразу эту, кстати, почему-то приписывают знаменитому американскому гангстеру Аль Капоне. Хотя на самом деле ее в 1950-е годы вложил в уста одного из своих персонажей известный в те времена американский комик Ирвин Кори.

Дословно она звучала так: «Моя философия проста и пронзительна. Стрелять в упор, в упор, без излишеств, просто, пронзительно. Моя философия заключается в том, что добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем одним добрым словом».

В каждой шутке есть, как известно, доля шутки.

Я сразу вспомнил эту фразу, как только услышал, что американская сторона после инцидента с падением боевого разведывательно-ударного беспилотника MQ-9 Reaper в Черное море — выразила нам «озабоченность».

MQ-9 Reaper © dvidshub.net

Это звучит просто прекрасно. Не протест, не возмущение даже — озабоченность.

Стоило только России — вместо «жестов доброй воли», «деэскалации» и прочих пустых способов реагирования на чужую наглость — добавить к доброму слову револьвер, как заокеанские оппоненты начали вести себя смирно и благоразумно. Запросили о телефонных переговорах, и министр обороны США Ллойд Остин выслушал от министра обороны России Сергея Шойгу несколько четких пунктов.

Например — цитирую официальное сообщение российского Министерства обороны — что «причиной инцидента стали действия США по несоблюдению заявленной Российской Федерацией зоны ограничения полетов, установленной в связи с проведением специальной военной операции, а также усиление разведывательной деятельности против интересов Российской Федерации».

Что «полеты американских стратегических беспилотных летательных аппаратов у побережья Крыма имеют провокационный характер, что создает предпосылки для эскалации обстановки в Черноморской зоне».

И наконец, что «Российская Федерация не заинтересована в таком развитии событий, но на все провокации будет и впредь реагировать соразмерно».

В переводе на русский язык — продолжать не советуем.

Какие бы версии произошедшего не высказывались, факт остается фактом — американский боевой беспилотник был уничтожен в результате встречи с российскими самолетами, и не важно, зацепил ли его наш истребитель, облил ли в воздухе топливом или расправился с БПЛА иным способом. Кстати говоря, не нужно думать, что MQ-9 Reaper — это какой-нибудь легкий дрон, который можно выписать по интернету. Это боевая машина весом более двух тонн, с размахом крыльев в 20 метров, грузоподъемностью 1700 кг, с дальностью полета 1900 км, способная лететь со скоростью 400 км/ч. И теоретически может она нести четыре ракеты и две бомбы с лазерным наведением. И стоит несколько десятков миллионов долларов.

И вот эту дорогую и опасную игрушку американского ВПК наш самолет загнал в холодные воды Черного моря. И в ответ — озабоченность.

Почему? Да потому, что когда с наглецами начинают говорить на единственном понятном им языке — языке силы — они очень хорошо понимают, что им хотят сказать. Когда наглецам показывают «жесты доброй воли» — они этих жестов не понимают и тут же хотят проверить, до каких пределов, до каких «красных линий» будут терпеть их наглость. И есть ли они вообще, эти пределы. И слава Богу, что в данном случае охоту проверять у них хотя бы на какое-то время отбили.

Потерпев поражение над морем, наши заклятые заокеанские партнеры, конечно, не могли не попытаться прикрыть его словесными извержениями. Из этого потока показательны два фрагмента.

Во-первых, это заявления представителей Европейского командования вооруженных сил США о том, что российские летчики действовали якобы «небезопасно и непрофессионально», да еще и «в безрассудной и экологически вредной манере».

Вот уж чья бы корова, что называется, мычала. Видимо, посылать к нашим границам в разгар нашей Специальной военной операции разведывательно-ударный беспилотник — это безопасно и профессионально. По моему, наши действовал даже очень профессионально. Сбили, да еще и без единого выстрела, да еще и, судя по сообщениям прессы, сразу же успели какие-то части с начинкой из студеного моря достать. А уж про экологию вспоминать — это вообще курам насмех. Когда в Балтийском море, со времен Второй мировой войны нашпигованном бомбами и минами, взрывали трубопровод «Северного потока» — кто-нибудь с американской, да и с европейской стороны про экологию вспоминал? Ответ очевиден.

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби.© flickr.com

Во-вторых, еще более меня удивил координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби. Он стал рассказывать журналистам: «Не слишком вдаваясь в подробности, я могу сказать, что применительно к этому беспилотнику мы приняли меры с целью защиты нашей собственности, конкретно этого летательного аппарата. Он является собственностью США».

А вот стоило бы господину Кирби. раз уж он взялся рассуждать на эту тему, рассказать миру немного подробностей. Например: что эта военная «собственность США» делает у берегов российского Крыма, за тысячи миль от Америки? Или — считают ли в США все натовские танки и прочую бронетехнику, поставляемые Украине, собственностью стран Северо-Атлантического блока на поле боя? Может быть, еще и счета России за ее уничтожение будут потом выставлять? А российские активы за границей, замороженные, т. е. фактически присвоенные, в Америке и в Европе? Как тут быть с проблемой собственности? Это другое?

В общем, публицистика вышла неубедительной — как и полет беспилотника.

Не знаю, какие уроки из этого инцедента вынесет Америка, зато хочется верить, что правильные выводы сделает Россия.

Для начала, например, можно вспомнить, как в сентябре 2022 года министр обороны Великобритании Бен Уолесс жаловался, что российский истребитель Су-27 выпустил ракету вблизи британского разведывательного самолета RC-135W Rivet Joint, патрулировавшего над Черным морем.

Или как в апреле 2022 года наши военные моряки пресекли попытку шедшего под мальтийским флагом сухогруза «Апачи», который пытался прорваться к Мариуполю и вывезти оттуда главарей батальона «Азов». Или эпизод из 2021 года, когда силы Черноморского флота отгоняли огнем британский эсминец, который пытался зайти в российские территориальные воды.

RC-135W Rivet Joint© flickr.com

Можно вспомнить и более ранние эпизоды — например, как в феврале 1988 года два корабля советского Черноморского флота опять-таки у крымского побережья вступили в прямой физический контакт (на языке военных моряков — «навал») с американскими ракетным крейсером и эсминцем, не пропустив их в наши территориальные воды. Да и опыт по поливанию керосином с воздуха «заблудившихся» иностранных военных судов или пикирования на них тоже имеется с давних лет.

У всех этих историй был один финал: наглецов осаживали и выпроваживали, а почуяв силу, они надолго умеряли свой пыл.

Нет, безусловно, и доброе слово убеждения должно быть представлено в комплекте с револьвером. Но только в комплекте. Само по себе убеждение мало значит для страны, которая считают весь мир сферой своих жизненных интересов, а России, как, впрочем, и всем другим странам, отказывает в праве иметь какие-либо интересы в принципе. Но убеждение, подкрепленное револьвером, обычно имеет успех.

Поэтому, я думаю, нам стоит придерживаться этого принципа. Я не военный эксперт и поэтому, например, думаю иногда о том, что решить проблему массированной западной военной помощи Украине можно ведь попробовать и не только чисто военными методами. Не обязательно ведь пытаться поразить ракетами десятки мостов или энергоподстанций. Почему бы не ответить на вооружение наших врагов аналогичными мерами? Например, продать КНДР парочку каких-нибудь баллистических инструментов — чтоб ей было сподручнее запускать метеорологические зонды? Или вот с Ираном у нас намечается дружба — не обменяться ли нам с ним кое-какими технологиями, для ускорения мирного прогресса на Ближнем Востоке? Или про Кубу вспомнить — с нее ведь так удобно беспилотники запускать, надо ж и нам потренироваться, только над теплыми океанскими водами.

Можно и что-то иное придумать, конечно. Главное — не бояться. Тем летчикам над Черным морем или их командирам, что не побоялись принять решение — спасибо за пример.