Знаменитости

Дочь Чкалова: "Первый канал" выставил моего отца недоумком

25 19917

Валерий Чкалов с женой Ольгой, дочерью Валерией и сыном Игорем. Фото из семейного архива

Подходя к дому в Большом Казенном переулке, я готовлюсь принять на себя шквал возмущения. Здесь живет младшая дочь легендарного советского летчика Ольга Валерьевна Чкалова. Она не в восторге от нового многосерийного фильма «Чкалов. Крылья», который недавно показал «Первый канал», и ждет меня, чтобы поговорить об этом.

А в пяти минутах езды отсюда, вниз по Садовому кольцу, находится бывшая квартира испытателя, куда он переехал за два года до своей гибели. Сейчас там проживает его старшая дочь Валерия Валерьевна. От телеверсии она также «в ужасе», хотела пригласить нас на разговор к себе, а заодно и показать сохранившийся кабинет отца, но заболела, и потому мы листаем их семейные фотографии вдвоем с Ольгой. Моя собеседница - интеллигентная и ироничная дама, никогда не смотревшая сериалы - пытается понять, почему один из них - под названием «Чкалов. Крылья» - неожиданно вышел якобы с ее одобрения.

- Вот отец со своим другом Александром Анисимовым, - Ольга Валерьевна перелистывает следующую страницу и ловит мой взгляд. - Кстати, никакой Марго, жены Анисимова, не было (в сериале супруга летчика Анисимова – танцовщица, которая была влюблена в Чкалова – прим. ред.). А была Бронислава. Очень милая женщина. Мы ее звали тетя Броня.

Я смотрю на ее аккуратный макияж, на портрет жены Чкалова на стене, слушаю, как за стенкой поет гаммы ее внучка Даша и думаю о том, что создатели фильма никогда бы не стали консультироваться с ней. Ведь сериал делался для широкой публики. А публика, как известно, любит погорячее.

Валерий Чкалов и летчик Александр Анисимов. Фото из семейного архива

- Ольга Валерьевна, с 1 по 8 октября «Первый канал» показал 8 серий нового фильма «Чкалов. Крылья». Как сказал в одном из интервью режиссер Игорь Зайцев, он постарался дать образ летчика не в документальном, а поэтическом прочтении, и изобразить национального героя. Получилось?

- Нет! Отец там выглядит таким глуповатым, хамоватым, вечно пьющим человеком. Да и практически вся остальная компания. И не понятно, когда эти люди вообще работали и достигали чего-то. Сплошная разлюли-малина. А главное, там есть вещи, которые вообще не могли быть. Если вы помните, была такая сцена: мой дед, Павел Григорьевич приезжает навестить отца в Ленинград. И в первый же вечер отец, увлеченный этой Марго, уходит танцевать танго. Этого не могло быть в природе! Именно для того, чтобы мой дед признал его брак, рискуя карьерой, отец пошел в церковь, они с мамой обвенчаны! Вы понимаете, что такое в 37-м году пойти венчаться? Это сделано из уважения к деду, он был очень верующим человеком. Если они хотели показать отца с человеческой точки зрения, то показали человека отвратительного. Он же там еще и предатель! Пьяница, бабник и предатель.

А что касается семейных дел: мама никогда от него не уходила и не забирала детей. Она тоже показана какой-то недалекой, деревенской. В 35-м году отец еще не был допущен до Кремля, он только получил свой первый орден, его ни на какие приемы не приглашали. Все это началось уже после первого перелета. Поэтому та сцена, когда мама после родов, обессиленная, с придыханием и отвислой челюстью не может отказать Сталину в танце, – это невозможно!

 - В сериале у Чкалова очень неформальные отношения со Сталиным. Он говорит с ним на «ты», зовет «Иосиф» и хлопает по плечу. Это тоже «издержки художественности»?

- Моя сестра Валерия Валерьевна смотрела много архивов по разным периодам в жизни отца. Все посещения Сталина фиксировались. Конечно, отец бывал на приемах и присутствовал на совещаниях. Но он же не безумец! Никаких панибратских отношений со Сталиным у него не было. Есть известный факт, что как-то в порыве чувств он попробовал с ним выпить на брудершафт. Отец выпил, а Сталин, по свидетельствам, только пригубил, и охрана очень заволновалась. Но похлопать по плечу и загнать под стол в бильярдной – это невозможно! То же самое с Орджоникидзе: посадить наркома в самолет и с помощью всяких фигур высшего пилотажа душу из него вытрясать – тоже невероятно! Отец мог доказывать свою правоту, аргументируя какими-то техническими возможностями самолета, но вот так… Художественность фильма не должна делать человека дурачком, а в этом фильме отец представлен каким-то недоумком.

- А что касается окружения Чкалова в сериале?

- У меня такое впечатление, что это карикатурно показанные люди. Режиссер никому, кроме отца, не дал портретного сходства. Например, Михаил Михайлович Громов (советский летчик, установивший рекорд дальности полета при перелете в США – прим. ред.). Он высокий, с прямой спиной, человек с аристократическим лицом. Красавец! Там же он старый низкорослый сморчок. Еще и бессловесный. С Поликарповым (Николай Поликарпов, советский авиаконструктор – прим. ред.) тоже никакого сходства. Туполев (Андрей Туполев, советский авиаконструктор – прим. ред.) в этой нелепой надвинутой шляпе! Они все запуганные. Если он хотел показать, что это страшное время, – да, оно страшное. Но это же не так должно быть показано, не с помощью карикатур на людей, которые несмотря ни на что продолжали творить! Никто не помнит, при каком Георге был открыт закон Ньютона. Мы же говорим о том, что сделали эти люди!

 

Ольга и Валерий Чкаловы с сыном Игорем. Фото из семейного архива

- С матерью есть портретное сходство?

(Ольга Валерьевна указывает мне на портрет Ольги Чкаловой) Нет! Ни портретного, ни внутреннего! А эти дурацкие косички! Она там тоже какая-то идиотичная, деревенская простушка. А вообще-то, мама - петербургская гимназистка и филолог по образованию.

В образе отца там хотя бы в самом актере присутствует некоторое обаяние. Отец сам был человеком очень обаятельным. Он мог говорить обо всем и всегда попадал в точку. Я тут купила книгу воспоминаний Рины Зеленой. Я совсем не ожидала, что прочту там что-то про отца. После концерта, в котором она участвовала, он пришел за кулисы раздавать автографы. И Рине Зеленой он написал так: «Красное? Нет, черное! А почему белое? Потому, что зеленое!» Загадка про черную смородину. Это был человек с живым умом! Когда они с мамой поженились, отец закончил четыре класса летной школы, а мама - институт. Конечно, она была более образована. Но потом она говорила, что отец ее догнал. Потому что он был как губка, все впитывал! Например, из США отец привез пластинки классической музыки. Там Шестая симфония Чайковского, Сибелиус, Брамс. Что поразительно – Рихард Штраус. У нас он тогда вообще не исполнялся!

- Один из самых ярких эпизодов – когда Чкалов признается в любви, пролетая на самолете под мостом.

- С этим «Я тебя люблю» (в сериале Чкалов пишет признание на крыльях самолета – прим. ред.) - это, конечно, выдумка. Но это позволительно в художественном фильме. Пусть будет так. А вообще, на той квартире у нас есть обрезанный деревянный пропеллер - в его центр отец вделал мамину фотографию и подарил ей.

- Как вы относитесь к тому, что создатели фильма решили обойти вопрос гибели Чкалова?

- Под конец у меня осталось впечатление, что основное внимание было уделено гулянкам и пляскам с цыганами. Идет такое разгульное безумство, потом показывают самолет, а дальше какая-то группа людей, сидящих в пустом пространстве на стульях. Оказывается, это маршал, его семья и еще какие-то люди. Потом ему сообщают, что «русские летят». А дальше уже идет сцена на вокзале и их с мамой безумные объятия в тамбуре… Ну я не знаю, может быть, денег не хватило?

 

Последняя фотография Валерия Чкалова. Фото из семейного архива

- Вы говорите, что не смотрите сериалы. Как же узнали про премьеру «Чкалова»?

- В 2007 году этот Поярков (Алексей Поярков, сценарист сериала «Чкалов» - прим. ред.) приносил моей сестре 12-серийный сценарий. Валерия прочла, если не ошибаюсь, семь серий, сделала замечания и отдала обратно. И после этого наступила тишина. А потом я прочла в газете, что снимается этот фильм. Мне удалось узнать, кто режиссер (режиссер «Чкалов. Крылья» Игорь Зайцев – прим. ред.), и я ему позвонила. Это было около полугода назад.

Он был со мной очень любезен, сказал, что ему нужно посоветоваться с продюсером, и обещал перезвонить завтра. Может, они решили, что мы хотим участвовать и что-то с этого иметь. У нас и в мыслях этого не было! Конечно, он не перезвонил. Тогда перезвонила я. Он сказал: «Да, да, да! Мы открыты для общения!» То есть меня не обхамили. Но, так сказать, изящно послали. А потом мы увидели фильм уже на экране. Он был предварен тем, что мы как родственники принимали живейшее участие в этом безобразии. Я, безусловно, буду консультироваться с юристами. Как авторы видят все это - это их творческие фантазии, но зачем нас к этому приплетать? Мы оказались причастны к тому, как полили помоями нашего отца, а из мамы - сделали идиотку!

- Вы не пробовали обратиться на «Первый канал»?

- Я попросила у одной своей знакомой телефон Эрнста. Но она мне объяснила, что если он увидит, что звонят с незнакомого номера, то вообще не ответит. И я не стала рыть в этом направлении. Но вообще это тенденция, потому что я знаю, что был еще какой-то безумный фильм про Есенина (сериал «Есенин» также снял режиссер Игорь Зайцев - прим. ред.). Мне кажется, только люди, не обладающие большими дарованиями, могут оболгать тех, кто значительно выше их по своему таланту.

- Как отреагировали на фильм знакомые вашей семьи?

- Позвонила одна моя близкая подруга, сказала: «Оля, твоя мама, мы же ее помним! Это же ужас!» А сестре позвонил какой-то генерал и сказал, что там один самолет не мог летать вверх колесами. Звонила внучка Белякова Анечка (Александр Беляков, советский летчик, участвовавший вместе с Чкаловым в перелете в США через Северный полюс – прим. ред.). А вот подружка моей внучки сказала: «А мне фильм понравился! Он воспитывает патриотизм!» Но я лично не поняла, для чего и для кого он был сделан. Если для ребят 15-16 лет, которые ходят с банками пива, то они могут подумать: «О! Этот-то все время поддавал, а смотри, куда забрался! И у нас также будет!»

Ну не могут люди, которые с утра до ночи пьют, испытывать самолеты! Они физически не смогут это делать! Вообще, если присмотреться, самые положительные герои в фильме – это НКВДшники, которые все время разруливают какие-то ситуации. Может быть, это их дань основной профессии нашего президента, я не знаю.

 

Кадр из фильма «Чкалов. Крылья» на Первом канале.