Образование

Долой «советское» образование: Греф рассказал, как надо учить детей

1 20261

На днях глава «Сбера» Герман Греф высказался в публичном поле о том, что школа «напихивает» в молодое поколение всякую чепуху, что на пользу ему, этому поколению, никак не идёт. Тезис не новый, но до сих пор обсуждавшийся в основном кулуарно — на родительских кухнях и в учительских. Помимо этого, Германом Оскаровичем было сделано несколько столь же эмоциональных и дискуссионных заявлений. «Ридус» попытался разобраться, что же именно было сказано и почему это вызвало такую бурю эмоций в педагогической среде.

Педагогика денег

Резкие слова в адрес системы образования были произнесены Германом Грефом на Гайдаровском форуме. Гайдаровский форум — это такая конференция по экономике, которая проводится в России с 2010 года. Как ни странно, но большая часть жителей страны даже не осведомлены о существовании этого мероприятия, несмотря на то, что руководят им министр финансов Антон Силуанов и экс-вице-премьер Алексей Кудрин. «Какое отношение образование имеет к экономическим проблемам?» — спросите вы. Самое прямое. Во-первых, образовательный рынок — это миллиарды бюджетных и частных денег, которые тратятся на учебники и форму, проезд и дополнительное образование, собственно обучение, гаджеты и софт, онлайн-курсы, олимпиады и питание… Обучить ребёнка стоит очень дорого, даже если он не учится в частной гимназии за 40 тысяч рублей в месяц.

Но кто-то тратит, а кто-то и получает, поэтому за каждый госзаказ в сфере образования идёт драка, а рост сегмента онлайн-обучения и дистанционного образования дал толчок к росту доходности образовательных платформ и сервисов. Так что ничего удивительного, что экономист ступил на педагогическое поле, тем более что у Грефа есть собственный проект «Учитель для России», в рамках которого профи из разных сфер работают учителями в обычных школах. Но что же вызвало гнев педагогов?

Герман Греф.Герман Греф.© Кирилл Кухмарь / фотохост-агентство ТАСС

Взять и поменять

Если профильтровать выступление Грефа, то получается, что высказался он следующим образом.

  • Нужно полностью поменять модель образования.
  • Онлайн-образование в том виде, что есть сейчас, никуда не годится.
  • Советское образование неприменимо в наше время.
  • Образование, наука и практика должны идти вместе.
  • Самое страшное для образования России — утечка мозгов.
  • Вот в целом читаешь — ничего же необычного. Этот набор восклицаний можно услышать в любой компании, от слесарей в гараже до мамочек на детской площадке. Всегда учителя учат «не тому», «не так», «не там» и ещё какое-то «не». Большая часть нашей редакции обучалась ещё в советское и недалёкое постсоветское время, и вот что удивительно: нам на пользу пошло «напихивание знаниями», как, собственно, и самому Герману Оскаровичу. Пишем мы грамотно, Зимбабве от Новой Зеландии отличаем, что-то там про интегралы даже помним и формулы химические. А главное — в нас развивали критическое мышление, кругозор, любознательность. Про «напихивание» не шло и речи, а кажущаяся избыточность знаний была нужна затем, чтобы человек мог выбрать: столяром ему быть или физиком, поваром или космонавтом.

    Про утечку мозгов говорят еще с 90-х годов. Надрывно так говорят, пытаются приманить молодёжь грантами и конкурсами, но если с 17-летними это ещё работает, то технологические энтузиасты 25+ хотят стабильной высокой зарплаты, социальных гарантий и уверенности в том, что в возрасте 40+ их не выкинут с работы. Как это у нас повсеместно водится в свете тенденции «только молодые способны на креатив и усердную работу». Так что как у нас мозги утекали, так и утекают. А ещё начали утекать стартапы, которые рождаются в России, проходят акселерацию в России, а вот инвесторов находят за границей. Так что про то, что страна теряет мозги, — это правда. Вот только правде той минимум 30 лет, и как-то поздновато уже рвать на себе волосы по этому поводу.

    О реформах и онлайне

    Реформы же, о которых говорит Греф, тоже начались примерно 30 лет назад. Поменялись учебные планы, напечатаны десятки поколений новых учебников (часто просто отвратительных по качеству материала), придуманы и реализованы проекты по модернизации образования: РЭШ, например, «Электронный дневник», интерактивное обучение, педагогический дизайн и игропедагогика. Но, конечно, это всё выглядит как лоскутное одеяло, некий первозданный хаос, из которого должно вылепиться нечто совершенно новое. Например, как академия Салмана Хана или «Минерва». Запад, поверьте, тоже ищет и наступает на те же грабли, поэтому заявление о том, что всё плохо и надо всё менять, и вызвало отторжение у педагогического сообщества — из-за своего популизма. И так все не без глаз. Но ни один бегун не сможет переобуться на ходу, не споткнувшись, а то и не упав раз двадцать. Так и педагогический процесс: его нельзя и на день остановить, но при этом надо его кардинально изменить — ошибки и падения неизбежны.

    Учитель биологии Светлана Новикова во время урока в дистанционном формате в Казани.Учитель биологии Светлана Новикова во время урока в дистанционном формате. Казань.© Егор Алеев / ТАСС

    С чем редакция «Ридуса» единодушно согласна, так это с тем, что онлайн-обучение, представляющее собой кальку с обычного фронтального (учитель стоит перед классом и ведёт урок), никуда не годится. Для эффективной работы нужны другие инструменты: игры, командная работа, совместные проекты и коллективные дашборды... в общем, много чего интересного и полезного можно придумать. Только вот зря Герман Оскарович пеняет на ХХ век: этот кадавр — порождение века текущего, и к жизни его вызвала пандемия и дикая спешка, в которой школа искала пути обучения детей, запертых по домам. И старое поколение учителей здесь ни при чём: они даже осваивают эту систему с трудом, не говоря уже о том, что не могли стать её родоначальниками и методологами. Истинные родители чудовища — чиновники Минобра, поставленные в те же жёсткие временные рамки, что и педагоги.

    Разрыв шаблона

    Вернёмся к началу статьи и увидим, что, если поменять третий и четвертый пункты местами, получится связка «вопрос — ответ». Вы не поверите, но новация, о которой говорит Греф, — единство образования, науки и практики — это то самое, что отличало советскую систему образования от всех других. «Попиндикулярные палочки» там были не в моде: именно советская модель была сугубо практикоориентированной. Её бедой была... бюрократическая машина, которая тормозила обновление информационной базы и учебно-методических комплексов. Что, в свою очередь, приводило к выпуску слабо подготовленных к практической работе специалистов. Да вы попробуйте сейчас протолкнуть свой курс в вузе — это горы бумаг и десятки согласований! Бюрократия досталась в наследство современной школе: как средней, так и высшей.

    Вы, наверное, слышали, что у учителей нет времени заниматься воспитанием детей, да и обучением они не всегда успевают заняться? Это правда: большую часть рабочего времени педагог пишет отчёты, составляет планы и рисует презентации, размещает их в своём кабинете, участвует в вебинарах и иных полезных отчётообразующих активностях. Так что, быть может, стоит очистить опыт советской школы от бумажных наслоений, прикрутить к нему онлайн-инструменты, МООК и LMS, и всё заработает? Впрочем, можно всё оставить как есть, чтобы не закончились кухонные разговоры на тему «что ж у нас так всё плохо в российском образовании», но для этого Гайдаровский форум не нужен.