За три года российский рынок автозапчастей освоился с жизнью по новым правилам. Многое едет в обход старых каналов, склады всё больше ориентируются на китайские машины, а европейские детали добираются дольше и дороже.
Если вкратце, то обычные расходники можно достать быстро, а «умную» электронику и редкую кузовщину придётся ждать долго.
Европейские машины: быстро — мелочь, долго — всё сложное
Член правления Союза автосервисов России Илья Плисов рассказал «Ридусу», что сейчас основной объём расходных запчастей для ТО заменён отечественными брендами с адресами производства в Китае, Турции, Индии и Иране.
В целом это решает проблему поддержания рабочего состояния автомобиля, но профессионалы по-прежнему скучают по реальному оригиналу и OEM-аналогам, которые ставятся на конвейер и идут в atermarket. Таких запчастей практически нет на рынке. Нет и крупных узлов. Исчезли оригинальные (под брендом производителя) рулевые рейки, коробки передач, блоки управления, стёкла и даже оптика.
«Сегодня на рынке России работает простое правило. Чем более редкий у вас автомобиль, тем сложнее найти что-то в наличии. Сроки ожидания на ту или иную деталь по-прежнему могут достигать шести месяцев», — пояснил Плисов «Ридусу».
Если у вас Volkswagen, Audi, BMW, Mercedes, Peugeot и прочие «европейцы», то масло, фильтры, колодки и детали подвески обычно находятся за пару дней. С этим проблем почти нет. Имеется много аналогов, поставщики натренировались.
А вот блоки управления, датчики, подушки безопасности, фары с адаптивным светом, редкие панели и стёкла — это уже история на недели и месяцы. Типичный коридор ожидания составляет от полутора до трёх-четырёх месяцев. В тяжёлых страховых ремонтах отдельные позиции приходят через полгода.
Главные причины сложившейся ситуации достаточно просты: длинные маршруты, проверки платежей. При этом ошибаться с артикулом нельзя, поскольку менять потом выйдет ещё дольше.
Китайские машины: жизнь проще, но не всегда
С Chery, Haval, Geely и другими китайскими брендами ситуация в сравнении с «европейцами» выглядит приятнее.
По популярным моделям расходники, тормоза, ходовая, стекло и пластик приходят очень быстро — часто день в день или за 1–3 дня. Склады под них уже есть, дилеров много, а часть номенклатуры делается и у нас.
Проблемы остаются там же, где и у «европейцев» — в электронике и свежей кузовщине. Когда вышла новая модель, по первым партиям оптика и хитрые датчики под конкретную комплектацию могут ехать 2–8 недель. Плюс любая нестандартная деталь требует двойной проверки по VIN, иначе велик шанс заказать «почти то, но не то». И это немного раздражает.
По словам Плисова, европейские и японские бренды задали высокую планку клиентского сервиса. Последние годы подбор по VIN-номеру являлся синонимом точности. Выпуская автомобиль, заводы прописывали в VIN-номер комплектацию автомобиля, что позволяло обслуживать его без проблем.
Однако Китай делает ставку на массовость, а это приводит к некоторым издержкам. Целые партии автомобилей могут укомплектовываться не только отдельной деталью, но и целыми узлами без явного указания в каталоге. Да и назвать каталогами списки в Excel или pdf-листки не всегда удобно. Поэтому риск не угадать с запчастью для китайского автопрома по-прежнему высок.
Конечно, бренды отличаются один от другого. Но если вам удалось получить не просто китайский автомобиль, а редкий китайский автомобиль, то вас однозначно ждут проблемы с различными запчастями.
Насколько хороши китайские детали и не опасно ли их брать
«Китай за последнее десятилетие вышел на мировой уровень по производству автокомпонентов. Практически все производители открыли в Китае не только автопроизводства, но и локализовали производство элементной базы. Так что на сегодня китайские запчасти смело можно назвать качественными», — рассказал Плисов «Ридусу».
Однако наряду с мощными автоматизированными производствами сохраняются и сравнительно кустарные фабрики с высоким уровнем ручного труда, низким контролем качества и устаревшими технологиями.
Качество запчасти в той или иной коробке зависит от закупщика бренда: насколько он технически компетентен в выборе производителя и вкладывается в контроль качества.
Например, в Китае действует сеть совместных предприятий SAIC-Volkswagen и FAW-Volkswagen с несколькими производственными базами и собственной продуктовой стратегией для китайского рынка. Китайские детали для VAG достать в России сейчас несложно, и часто они дешевле европейских. Минус заключается в том, что они не всегда подходят к вашему автомобилю без танцев с бубном. Могут отличаться прошивки блоков, проводка, стандарты светотехники и крепёж. Поэтому главный тормоз — не доставка, а подбор. Без точной проверки по VIN легко потерять недели на обмен запчасти.
Что нас ждёт в 2026 году
Чуда возвращения в рай изобилия точно не будет, но и катастрофа не случится.
По европейским машинам сложные позиции так и останутся длинными. Следует ориентироваться на 2–4 месяца. Редкие варианты займут ещё больше времени.
При этом по китайским автомобилям ситуация продолжит улучшаться за счёт складов и объёма парка. Расходники и ходовая придут быстро. Электроника и новая оптика будут добираться периодами с задержками в пару-тройку недель.
По VAG из Китая главный риск по-прежнему заключается в совместимости. Источник есть, но «вкрутить и поехать» получится не всегда. Придётся тщательно проверять.
При этом Плисов уверен, что загадывать цены на автодетали и компоненты на нашем волатильном рынке — неблагодарное дело, но тренд вполне стабилен. Поскольку по-прежнему не ожидается значимого роста производства запчастей для иномарок, цены так и будут зависеть от валютных курсов. Если рубль начнёт снижаться, подорожают все группы товара. Немногие местные производители фильтров и колодок пока не смогут заметно пополнить рынок.