Затянувшиеся боевые действия на Украине кардинально поменяли представление военнослужащих об эффективности тех или иных видов вооружений. Ранее мы уже писали о никем не предвиденном ренессансе ствольной артиллерии и обычных мин. Но практика показывает, что мины и артиллерия — не единственные реликты, доказавшие эффективность и жизнеспособность в бою.
Не менее востребованными на полях Украины оказались реактивные системы залпового огня (РСЗО) — потомки легендарных «Катюш» и шестиствольных миномётов вермахта времён Второй мировой войны.
Правда, в отличие от классической артиллерии, технологический прогресс внёс определённые коррективы в устройство РСЗО, обеспечив реактивным снарядам невиданную ранее дальность и возможность точнейшего наведения благодаря спутниковым и другим системам. В итоге получено практически идеальное оружие, сочетающее огневую мощь и дальность с высочайшей точностью поражения. Хрестоматийным примером стала РСЗО HIMARS.
Несмотря на то что сегодня управление её снарядами периодически подавляется средствами РЭБ, разработанная десятилетия назад система всё ещё демонстрирует высочайшую эффективность на поле боя. Более того, создать или заполучить нечто подобное стремятся сегодня едва ли не все армии мира.
Франция хочет собственную HIMARS
Одной из первых задумалась о создании собственного клона американской РСЗО HIMARS Франция, являющаяся одной из немногих европейских кузниц современных вооружений. Французы планируют провести испытания собственной реактивной артиллерийской системы к середине 2026 года.
В условиях нарастающего противостояния с США такой шаг может открыть новые возможности для Франции и её европейских союзников.
Согласно данным французского агентства по оборонным закупкам, Генеральная дирекция вооружений (DGA) Франции намерена определить технические решения, которые позволят провести демонстрационные стрельбы через год.
DGA сотрудничает с консорциумами Safran, MBDA, Thales и ArianeGroup с целью разработки тактического ударного потенциала в радиусе 150 километров.
Время на исходе
У Франции остаётся всё меньше времени на замену Lance-Roquettes Unitaire (LRU) — модифицированной версии реактивной системы залпового огня M270. Срок службы оставшихся в распоряжении армии Франции девяти систем должен закончиться в 2027 году.
Парламент и военное руководство страны настаивают на разработке отечественного варианта, а не на закупках за рубежом. Данная инициатива продвигается в соответствии с политикой Франции по обеспечению автономии в вопросах обороны.
Франция — одна из немногих европейских стран, максимально избегавшая закупок американских вооружений и делающая ставку на собственный ВПК. В сегодняшних условиях, когда любое сотрудничество с США может оказаться под вопросом, такая особенность может оказаться спасительной как для Франции, так и для остальной Европы.
«Приближается вывод из эксплуатации LRU. На данном этапе сохранение боеспособности станет проблемой. Срочность относительна: за последние 30 лет мы почти никогда не использовали такую возможность», — отметил научный сотрудник Французского института международных отношений в Париже Лео Периа-Пенье.
ВПК просыпается
Компании Safran и MBDA находятся на пути к амбициозному графику DGA, подтвердив цель по испытательному запуску в середине 2026 года.
План расходов на оборону Франции на 2024–2030 годы предусматривает выделение 600 миллионов евро на программу ракетно-артиллерийского вооружения под названием Frappe Longue Portée Terrestre (FLP-T). Целью является закупка не менее 13 систем к 2030 году и 26 систем для оснащения батальона к 2035 году.
По данным DGA, график замены LRU «выполняется в штатном режиме» и в соответствии с графиком, установленным законом о расходах на оборону.
Но если всё затянется, остаётся возможность покупки за рубежом. Решение запланировано на следующий год, считают в управлении.
Начальник штаба армии Франции генерал Пьер Шилль заявил в парламенте, что тактические возможности дальнего действия необходимы и представляют собой нишу, которую необходимо заполнить.
Аналогов нет
В Европе нет собственного аналога HIMARS. Закупавшие в последние годы реактивную артиллерию европейские армии выбирали американский вариант, пусковую установку PULS израильской компании Elbit Systems или Chunmoo компании Hanwha Aerospace.
Elbit работает с KNDS над европеизированной версией PULS, а немецкие компании Rheinmetall и Lockheed Martin в 2023 году объединили усилия для разработки системы GMARS.
Помимо Франции, на европейском рынке реактивной артиллерии остаются Швеция и Норвегия.
Нидерланды, Германия, Дания и Испания уже выбрали PULS. Польша приобрела Chunmoo и HIMARS. Страны Балтии, Румыния и Италия являются покупателями HIMARS. Великобритания рассматривает возможность расширения парка систем залпового огня M270.
Остаётся узкое коммерческое окно для французской реактивной артиллерии, хотя призыв исполнительного органа Европейского союза к государствам-членам тратить большую часть оборонных бюджетов в рамках блока из 27 стран может стать попутным ветром для европейского решения. Не стоит забывать и о том, что ухудшение отношений с США рано или поздно может сказаться на поставках в Европу HIMARS и других компонентов для РСЗО.
Компании Safran и MBDA заявили, что их ракетно-артиллерийская система, получившая название Thundart, основана на «зрелых и освоенных подсистемах», а начальный уровень её боеготовности может быть достигнут до 2030 года.
По словам Периа-Пенье, на уже насыщенном рынке «не будет экспортного места для французской системы, если она не будет готова к 2030 году».
Американское на отечественное
Safran и MBDA заявили, что геополитический контекст и меняющиеся требования к артиллерии усиливают интерес к суверенному решению, в том числе для Франции и других европейских стран, поскольку Thundart является единственной системой реактивной артиллерии, разработанной и произведённой в Европе. Она свободна от ограничений США на торговлю оружием и имеет независимое производство, которое обеспечивает контроль над темпами создания продукции.
Компании начали совместную работу над проектированием новой системы в конце 2023 года. Макет дальнобойной управляемой артиллерийской ракеты Thundart калибра 227 миллиметров представлен на оборонной выставке Eurosatory в июне 2024 года в качестве первого шага в программе FLP-T. По словам руководителя наземных боевых систем MBDA Матье Крури, ракета имеет дальность 150 километров.
Компании заявили, что производственные мощности MBDA адаптированы к размеру тактических боеприпасов, необходимых в регионе Центр-Валь-де-Луар во Франции, где будет проходить окончательная сборка. При этом Safran увеличила производство управляемых бомб AASM Hammer, которые имеют комплект наведения, очень похожий на комплект боеприпаса Thundart.
По информации компании Thales, команды Thales и ArianeGroup полностью мобилизованы, чтобы предложить суверенную систему огневой поддержки, которая может поражать важные наземные цели.
Новая система должна заменить девять M270 на гусеничном шасси Bradley — один из редких образцов боевой техники американского производства, до сих пор используемой армией Франции.
Согласно оборонному бюджету на 2025 год, замена устаревших РСЗО является приоритетной задачей для армии. При этом предпочтение отдаётся суверенному решению, если его можно реализовать быстро и с контролируемыми затратами.
HIMARS может и не приехать
Как отмечает комитет по обороне Национальной ассамблеи в оценке оборонного бюджета на 2025 год, закупка HIMARS может и не стать решением, поскольку из-за нагрузки на производственные линии поставки американской системы могут не начаться в 2027 году.
«Существует внутренняя напряжённость между сторонниками готового решения и теми, кто выступает за национальное развитие», — отмечает Периа-Пенье.
Пушки хотим дальнобойные…
Закон о военном планировании требует систему, которая могла бы иметь большую дальность, чем LRU, в частности, допуская интеграцию гиперзвуковых ракет с дальностью в несколько сотен километров. DGA попросило оба консорциума изучить стоимость и осуществимость включения будущей оперативной возможности для ударов на дальности 500 и 1000 километров.
Разработка возможностей нанесения ударов на суше на расстоянии свыше 1000 километров не так актуальна. Исследования по стратегическому нанесению ударов на большие расстояния продолжаются на основе решений, предложенных ArianeGroup и MBDA.
Компания MBDA предложила крылатую ракету Land Cruise Missile, наземную версию ракеты Missile de Croisière Naval своей компании, в качестве краткосрочного решения для ELSA. Но это уже совсем другая история…