Не так давно стало известно, что Рассел Кроу, который сейчас играет библейского Ноя, всерьез рассматривает предложение перевоплотиться в не менее легендарного персонажа – в Дракулу. Случится ли это или нет – доподлинно пока неизвестно, но очевидно, что нового Дракулы нам определенно не хватает. Шутка ли – в прошлом году про знаменитого вампира вышло «всего-то» меньше десяти фильмов (правда, не считая сериалов), что явно не удовлетворяет сегодняшнего чрезмерного спроса. Вампиры в моде – и отлеживаться в гробу сейчас явно не время. Киноридус вспомнил самых известных кровопийц за последние девять десятилетий.
Наделавший столько шума роман Брэма Стокера «Дракула» вышел в мае 1897 года – то есть, он всего на полтора года моложе кинематографа. Тем не менее, прошла целая четверть века, прежде чем молодое искусство подросло и обратило внимание на трансильванского графа. Как ни странно, ряд специалистов сходится в том, что первая экранизация романа была осуществлена у нас в России – однако ни одной копии того фильма 1920 года, к прискорбию, не сохранилось. Так что доподлинно утверждать, что данная картина действительно существовала, мы не возьмемся.
Утеряна и «Смерть Дракулы» 1921 года – но от фильма Кароля Лайтхаи с Паулем Асконасом в заглавной роли хотя бы осталось несколько кадров. Символично, что эта постановка была осуществлена силами именно венгерских кинематографистов – ведь как известно, Трансильвания долгие века входила в состав Венгерского королевства. Есть мнение, что картина не была основана собственно на произведении Стокера – и выходит, что тем самым была дана кинематографическая жизнь не конкретному литературному персонажу, а Образу вообще. И на самом деле - за все последующие годы прямых экранизаций романа наберется не так-то и много. Дракула ловко вырвался за пределы бумажных страниц, став непосредственно киногероем, без привязки к конкретному сюжету.
В немалой мере тому способствовала вдова писателя, в начале двадцатых не захотевшая продавать киношникам права на экранизацию. Она сильно прогадала: немецкий режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау настолько был вдохновлен сюжетом, что не стал отказываться от своих планов и попросту поменял имена героев и место действия. Дракула таким образом номинально стал графом Орлоком – но в душе-то все равно остался Дракулой. Вдова, конечно, пробовала возражать и даже через суд настояла, чтобы были уничтожены все копии ленты. Но всё уничтожить не смогли – и в итоге фильм «Носферату, симфония ужаса» (1922) принес режиссеру мировую славу и стал незыблемой классикой кинематографа. Героя (или антигероя?) сыграл актер Макс Шрек – про которого даже сочинили байку, что он был вампиром на самом деле. Спустя 78 лет эта легенда нашла отражение в картине «Тень вампира» (2000), воссоздающей историю создания немеркнущего шедевра.
На решение с вопросом об авторских правах ушло почти десятилетие. Зато труды увенчались невероятным успехом. «Дракула» 1931 года в постановке Тода Броунинга и Карла Фройнда (последний в титрах отмечен только как оператор) стал настоящим «блокбастером» той эпохи. Причем настолько громким, что студия «Universal» тут же решила поставить производство фильмов ужасов на поток – в результате чего миру явились чудовище Франкентштейна, Мумия и прочие знаменитости этого толка. Но Дракула в их ряду все-таки был первым – и сыграл его Бела Лугоши, блиставший в этой роли на театральной сцене. Судьбе актера тоже посвящен замечательный фильм – «Эд Вуд» Тима Бёртона.
Успех «Дракулы» породил несколько его родственников, в частность, «Дочь Дракулы» (1936) и «Сына Дракулы» (1943). В последнем главную роль сыграл Лон Чейни-младший, сын актера Лона Чейни, который страстно хотел сыграть вампира (собственно, он и подал идею экранизации), но умер незадолго до начала съемок. Чейни появится и в следующих картинах – «Дом Франкенштейна» (1944) и «Дом Дракулы» (1945), только уже в образе Человека-волка, принесшего ему наибольшую популярность. А самого графа оба раза сыграет Джон Кэрредин. Любопытно, что Чейни-волк встретится на одной площадке и с Лугоши-Дракулой - в первой пародийной версии собственных ужастиков: «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна» (1948).
Возрождение персонажа связано с Кристофером Ли, который сыграл его в ленте Теренса Фишера «Дракула» (1958). Студия «Hammer» тоже решила составить свою линейку фильмов ужасов – благо от предыдущих картин их отделяло уже более десятилетия, а технические возможности кино позволили показать всех любимых героев в цвете. Ли станет не менее образцовым Дракулой, чем Лугоши, и в последующие годы сыграет его еще дюжину раз – в том числе и в ленте «Дракула-1972» (1972), действие которого разворачивается в современности. Сексуальная революция не могла не сказаться на подтексте этих картин, и вплоть до появления Роберта Паттинсона Кристофера Ли будут считать самым сексуальным вампиром в истории. Судя по тому, что недавно актер отметил 90-летие в прекрасной творческой форме, он, возможно, тоже подпитывает себя чьей-то чужой кровью.
В 1974 году появился телевизионный «Дракула» Дэна Кертиса. Кертис, к слову, был одним из создателей другой знаменитой вампирской саги – сериала «Мрачные тени» (киноверсию которого недавно представил вторично упоминаемый Тим Бёртон). А на главную роль режиссер пригласил Джека Пэланса, прославленного кинозлодея, дважды к тому времени уже выдвигавшегося на «Оскар». В итоге эту награду Пэланс все-таки получил – но лишь через без малого двадцать лет, за работу в фильме «Городские пижоны».
В тот же год выходит итало-французская «Кровь для Дракулы», поставленная Полом Моррисси и спродюсированная Энди Уорхолом. Они отправили своего героя в европейский вояж в поисках девственниц – ведь только их кровь подходит для поддержания его жизни. Только вот обошлись с легендарным графом знаменитые провокаторы сурово: найти непорочную деву оказалось не так-то и просто... Дракулу сыграл только начавший свой путь в искусстве Удо Кир.
Сразу после «Лихорадки субботнего вечера», суперхита эпохи диско, режиссер Джон Бэдэм тоже решил поставить своего «Дракулу» (1979). Главную роль у него исполнил Фрэнк Ланджелла, к тому времени успевший сыграть Остапа Бендера и Зорро, а спустя тридцать лет воплотивший на экране президента Никсона, что принесло ему номинацию на «Оскар». Но удивительнее всего появление в этой картине Лоуренса Оливье в роли Абрахама Ван Хельсинга – пусть зачастую актер и был неразборчив в кинематографических связях, но все-таки это великий актер, где бы он ни появлялся. По итогам года фильм даже получил премию «Сатурн», вручаемую Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов. Забавно, что в разделе «хоррор» он выиграл у другой истории Дракулы – «Любовь с первого укуса», появившейся в том же 1979-м, но выдержанной в комедийном ключе.
Новый виток популярности Дракула получил благодаря очередному одноименному фильму великого Фрэнсиса Форда Копполы, вышедшему в 1992 году. Одно наслаждение просто перечислять занятых здесь актеров: Киану Ривз, Энтони Хопкинс, Вайнона Райдер… И, разумеется, восхитительный Гэри Олдман, который при работе над ролью вдохновлялся образом Ивана Грозного, созданным нашим Николаем Черкасовым в классическом фильме Эйзенштейна. Этот «Дракула» тоже был обласкан «Сатурнами», получив их сразу пять штук: за фильм, режиссеру, главную роль, костюмы и сценарий. Более того – картине достались еще и три «Оскара»: вновь за костюмы, а также за грим и лучшие звуковые эффекты. А ведь когда Коппола только приступал к съемкам, мало кто верил в подобный успех: за семьдесят лет уж столько всего наснимали, полторы сотни различных лент уже вышло!.. Но дело, оказывается, было не только в том, про кого снимать, но и как. И Коппола блистательно доказал, что вдохнуть новую жизнь можно в самый заезженный сюжет – лишь бы уметь это делать.
Из фильмов, созданных за последние двадцать лет, мельком обозначим лишь несколько. Мэл Брукс снял пародию «Дракула: Мертвый и довольный» (1995) с Лесли Нильсеном. Уэс Крейвен выступил продюсером довольно посредственной ленты «Дракула 2000», в котором Дракула вновь оживает в современности. Сейчас этот фильм интересен разве что поклонникам Джерарда Батлера, для которого легендарный граф стал первой большой киноролью. Однако режиссера Патрик Люссье отнюдь не остановила неудача, и в следующие годы он поставил еще два продолжения – причем в третьей серии его цикла Дракулу сыграл уже сам Рутгер Хауэр. Не обойтись в нашем списке и без «Ван Хельсинга» (2004) Стивена Соммерса, в котором в Дракулу перевоплотился австралийский актер Ричард Роксбург. Сейчас, кстати, вовсю поговаривают о новой версии этого же сюжета, сконцентрированного не на образе вампира, а на характере отважного с ним борца. Вместо Хью Джекмана его теперь собирается играть Том Круз; однако окончательно пока еще ничего не ясно, да и имя исполнителя роли Дракулы не уточняется.
В рамках прошедшего в мае Каннского кинофестиваля прославленный итальянец Дарио Ардженто представил миру первого «Дракулу» в формате 3D. Актерский ансамбль выглядит неплохим: графа играет Томас Кречманн, известный по фильмам «Кинг-Конг», «Пианист» и «Особо опасен». Главная женская роль предсказуемо досталась дочери маэстро Азии Ардженто, а Ван Хельсинга со всей свойственной ему мощью воплотил уже упомянутый нами Рутгер Хауэр. Также сообщается, что осенью должен выйти и второй вампирский 3D-релиз – «Святой Дракула», над созданием которого работали кинематографисты Объединенных Арабских Эмиратов.
Разумеется, в данном обзоре мы не смогли охватить все экранные воплощения легендарного вампира – их к настоящему моменту насчитывается порядка трех сотен. Среди прочего мы упустили замечательный (наверняка) филиппинский фильм «Бэтмен сражается с Дракулой» (1967), умопомрачительный кунг-фу-боевик «Легенда о семи золотых вампирах» (1974, Великобритания-Гонконг) и английскую эротическую ленту «Эммануэль против Дракулы» (2004). Но суть вы, надеемся, ухватили – а она в том, что Дракула и сейчас живее всех живых. Несмотря ни на какие «Сумерки».