На Бульварном кольце археологи обнаружили большое количество артефактов возрастом от 100 до 500 лет. Находки были сделаны в ходе подготовки к благоустройству в рамках программы «Моя улица», сообщается на сайте мэрии Москвы.
Много находок датировано XVIII веком: остатки бревенчатой мостовой — на Страстном бульваре, кирпичные коллекторы — на Гоголевском, клад из 12 медных монет — на Петровском. «Скорее всего, деньги были припрятаны на повседневные траты. Такие медяки были в ходу во время правления Екатерины II и Павла I», — рассказали в Департаменте культурного наследия Москвы.
Кроме того, археологи нашли части бревенчатой дренажной системы XVII—XVIII веков на Никитском бульваре. Свидетели начала XX века обнаружены на Яузском и Чистопрудных бульварах — булыжная мостовая и трамвайные пути с деревянными шпалами соответственно.
Самая древняя находка ждала ученых на Покровском бульваре, где были обнаружены 500-летние фрагменты двух каменных надгробий. К сожалению, никаких надписей на белых плитах XVI века не сохранилось. Только на одной из них прорезан рисунок, предположительно, это крест на Голгофе.
«Это не значит, что эти плиты были без каких-либо обозначений. Возможно, надписи были нанесены краской и просто стёрлись от времени», — рассказал руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Кроме того, археологи собрали большую коллекцию мелких бытовых предметов и личных вещей москвичей, живших несколько столетий назад. Среди них особенно интересны варган, кресало (огниво) XVI—XVII вв.еков и керамические курительные трубки XVIII века. Помимо них, ученые нашли металлические пуговицы, остатки обуви и одежды, товарные пломбы, свинцовые пули и нательные кресты, печные изразцы и образцы посуды.
Это не первые находки археологов, которые наблюдают за подготовительными работами по программе «Моя улица». На прошлой неделе «Ридус» сообщал об обнаружении потайной комнаты («слуха») в основании Китайгородской стены. В XVI веке во время осады города при помощи таких тайных комнат узнавали, что делает неприятель по ту строну стены — это происходило из-за особого акустического эффекта, который создавали сводчатые стены помещения. В мирное же время такие «слухи» использовались для хранения провианта.