Конституционный суд РФ признал законной конфискацию в пользу государства имущества знакомых госслужащих, если они не могут подтвердить законность доходов, на которые оно было приобретено. Если по закону о контроле над расходами госслужащих имущество можно было изымать только у них самих или членов их семей — супругов и несовершеннолетних детей, то теперь при осуждении коррупционера лишиться нажитого непосильным трудом могут даже его знакомые.
По данным URA.RU, суд принял такое решение по итогам рассмотрения жалобы бывшего полковника МВД России Дмитрия Захарченко на изъятие у его друзей и родителей имущества на общую сумму девять миллиардов рублей.
Экс-силовик, у которого три года назад нашли восемь миллиардов в разных валютах, попытался оспорить законность конфискации, так как Генпрокуратура не смогла предъявить прямые доказательства, что это имущество получено на доходы от его коррупционных схем. Но КС РФ решил, что эта акция относится к «особым правовым мерам» и основному закону страны не противоречит.
Ряд юристов уже выступил с критикой решения Конституционного суда. По их мнению, оно означает, что теоретически в доход государства можно обратить имущество любого гражданина, который состоял с «проштрафившимся» госслужащим в любых отношениях, если он не сможет доказать законность его происхождения.
Впрочем, «Ведомости» сообщают, что практика упрощенной конфискации имущества у третьих лиц применяется в России уже достаточно давно. Адвокаты рекомендуют предъявлять в доказательство «чистоты» доходов справку из налоговой службы по форме 2-НДФЛ — этому документу в судах доверяют больше всего.
Еще в июле этого года глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин выступил с предложением активнее применять конфискацию в наказание коррупционерам. Особенно он рекомендовал «налегать» на имущество юридических лиц — данные следствий по громким делам показали, что именно через них выводится за рубеж больше всего «грязных» денег.