Политика

Дубина и доллар. Насколько демократичны Соединенные Штаты Америки?

2 446

Даже если считать, что всё это не более, чем слова для отвода глаз, а самое важное — это национальные интересы, всегда полезно наблюдать за тем, как кто-то декларирует и насаждает ценности и правила, которых сам не особенно старается придерживаться.

Вот США — «мировой флагман демократии» — во всех своих официальных документах и планах подчёркивает: продвижение собственной модели политического режима — одна из основных целей внешней политики Вашингтона. Госдеп и Администрация президента (неважно какого по счёту) строит из себя эталон демократии и призывает всех остальных брать себя за пример. Однако вопрос о том, насколько североамериканская модель демократии совершенна — это хороший вопрос.

Наиболее влиятельный из научно-популярных рейтингов демократии от журнала The Economist (это тот самый журнал, в интервью которому Обама на днях сделал целый ряд грубых фактических ошибок) в 2012 году поставил США лишь на 21 место по уровню развития демократии. В работах различных политологов по результатам анализа множества индексов США иной раз опускаются и вовсе на 27 место.

В рейтинге The Economist Америку опередили такие страны, как Чехия, Уругвай и Маврикий. На первых позициях рейтинга находятся скандинавские страны. Между тем, признать превосходство практически «коммунистического» режима государств всеобщего благосостояния в Северной Европе для наиболее активных апологетов американского мессианства (т.н. «ястребы») — республиканцев-консерваторов всех мастей — смерти подобно.

Внутри США экономическое неравенство и отсутствие социальной защищённости огромной массы людей порождает недоверие к власти. Следствие — политическое участие американских граждан, в том числе, пресловутая борьба за свои права, не дотягивает по меркам политологов до уровня «полноценной демократии». Это несоответствие между провозглашаемой «властью народа» и реальным положением дело то и дело громко заявляет о себе. Так, по результатам выборов 2000 года, по голосам избирателей победил Эл Гор, а президентом, благодаря хитроумной избирательной системе, стал Джордж Буш-младший.

По «индексу человеческого развития» от ООН США занимает гордое пятое место, но только до того, как результаты пересчитываются «с поправкой на неравенство», а после этого результат Америки — 28 место, хуже чем у таких стран, как Эстония, Венгрия и Израиль. 

В Конституции США не предусмотрено референдумов на национальном уровне. И это при том, что лишь около половины штатов разрешают референдумы на региональном уровне. Для жителей остальных штатов референдумов как таковых вообще не существует.

Тоже самое можно сказать и о функционировании государства в целом. Крупные корпорации, теневая сторона института лоббирования, сложная и громоздкая система разделения властей между штатами и федеральным правительством — все это не способствуют эффективности управления страной. 

Европейские государства в целом гораздо лучше удовлетворяют интересы своих граждан, прислушиваются к мнению населения и дают гораздо больше возможностей участвовать в жизни страны, если только речь не идёт о общеевропейском уровне и возне в Брюсселе, где бюрократия и технократия правят балом.

Например, в Латвии за последние семь лет прошло пять общенациональных референдумов. А в Швейцарии, действительном эталоне демократии в смысле прямого участия населения в решении насущных проблем — девять.

Очевидно, что демагоги из Вашингтона совершенно необоснованно оккупировали для своей страны звание «лидера мировой демократии». От лидерства у США только военная и экономическая мощь — дубина и доллар. Но это совсем не то, чем определяется демократия. Это как если бы США объявили себя чемпионами мира по футболу лишь на основании размеров своей экономики и наличия сборной. 

Тем странам, что США критикуют за недостаток демократии, советую спокойно отвечать, что советы на этот счет они будут рассматривать лишь от Норвегии, Дании и Швеции, в некоторых вопросах — от Исландии и Швейцарии. А всем остальным свое мнение по этому поводу следует оставить при себе.